Опубликовано 20 июля 2017, 18:50

В Новгороде нашли древнейшие знаки препинания

Берестяная грамота, найденная во время раскопок в Новгороде

© Александр Овчинников/ТАСС

На берестяной грамоте, найденной в центре Великого Новгорода в июле 2017 года, обнаружены древнейшие знаки препинания. По мнению экспертов, находка может свидетельствовать о том, что новгородцы пользовались пунктуационными знаками начиная с XII века. Об этом, по сообщению ТАСС, рассказала заместитель руководителя Новгородской археологической экспедиции Елена Рыбина.

«Это самый ранний известный науке случай обнаружения знаков препинания. Грамота... содержит список имен: Фома, Миха, Микула, Янка, Еким — и родственников: мать, мачеха, жена. Слова отделены вертикальными чертами, заменяли ли они запятую или точку, сказать пока невозможно», — отметила Рыбина.

Массово знаки препинания на берестяных грамотах встречаются крайне редко. По большей части это двоеточия или точки внутри целых слов, пояснила археолог. Сама грамота может представлять так называемый крестильный список — перечень гостей, приглашенных на крещение ребенка, уточнила исследовательница, ссылаясь на гипотезу лингвиста Андрея Зализняка.

23 июня 2017 года археологи обнаружили на раскопках в Великом Новгороде первую в этом сезоне берестяную грамоту, скорее всего, написанную в XIII веке. Небольшой фрагмент грамоты, получивший порядковый номер 1090, ученые обнаружили на Троицком XV раскопе в слое начала XIII века.