Российские древности: Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Последний домонгольский храм Руси

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

© Алексей Паевский/Indicator.Ru

О еще одном аргументе в концепцию «Россия – родина слонов», о русском аналоге парижского Шартрского собора, о разнице между понятиями «поле» и «Польша» и о первой в истории русской архитектуры реставрации рассказывает сегодняшний выпуск рубрики «Российские древности»

О еще одном аргументе в концепцию «Россия — родина слонов», о русском аналоге парижского Шартрского собора, о разнице между понятиями «поле» и «Польша» и о первой в истории русской архитектуры реставрации рассказывает сегодняшний выпуск рубрики «Российские древности».

На границе Владимирской и Ивановской областей расположился маленький городок (меньше 20 тысяч жителей), районный центр под названием Юрьев-Польской. Или Юрьев-Польский. Называют его по-разному, но ясно одно: происходит это название от имени князя Юрия Долгорукого и слова «поле». К Польше этот город не имеет никакого отношения, да и вообще это дополнение возникло, чтобы отличать владимиро-суздальский Юрьев от двух других городов-тезок: Юрьева, который ныне Тарту, а ранее был Дерптом, и от Юрьева в Поднепровье, который ныне называется Белая Церковь.

Зарисовка собора

© Николай Рерих

В центре этого городка, славного своими молочными продуктами и конным заводом, сохранился кольцевой земляной вал, в котором стоит монастырь, а рядом с ним — странное приземистое сооружение, все сплошь покрытое каменной резьбой. Перед нами последний (по времени) храм домонгольской Руси и первый, пожалуй, в нашей истории случай архитектурной реставрации ценного памятника, которой уже тоже более пятисот лет.

Первый храм в этом городе построил знаменитый Юрий Долгорукий, судя по летописи, в 1152 году. Но запись о строительстве князя Юрия в Кидекше, Юрьеве и Владимире — сводная, так что о точном времени постройки храма-предшественника мы не знаем. Знаем только, что простоял он не очень долго. Раньше хотя бы полагали, что нынешний храм стоит на фундаменте старого, ан нет. Археологи ошибались, тщательное обследование показало: нынешний храм от фундамента до купола — XIII века, и то с оговорками. Собор Юрия Долгорукого где-то рядом. Надо искать, проводить археологическую разведку, но пока что удача не на стороне историков. Правда, вот те самые крепостные стены, земляные валы — они-то точно долгоруковские.

Реконструкция первоначального облика храма.

© Николай Воронин

Храм князя Юрия простоял недолго. В 1230 году «Святослав князь в Юргеве руши церковь святаго Юрия каменую, тако же бе обетшала и поломалася, юже бе создал дед его Юрги Володимеричь и святил великим священием». Тверская летопись сообщает, что простояла старая церковь 89 лет. Святослав Всеволодович, в крещении Гавриил, — внук Юрия Долгорукого, сын Всеволода Большое гнездо. Судя по всему, церковь ко времени его княжения уже находилась, как сейчас бы сказали, в аварийном состоянии. И внук решил не ремонтировать дедово творение, а просто построить заново.

Строительство храма. Иллюстрация из Лицевого свода

© Wikimedia Commons

Судя по всему, Святослав сам был не чужд искусства. По крайней мере, новый собор получился весь украшенный резным камнем. И летопись недвусмысленно намекает: «И создаю Святослав чюдну, резаным камнем, а сам бе мастер». Кстати, именно в храме и похоронили Святослава Всеволодовича, а через десятки лет выстроили специальный придел, куда перенесли могилу.

Предположительно, автопортрет Святослава

© Атрибуция Георгия Вагнера

Это уникальный случай для нашей истории. Такой случай, когда все здание целиком покрыто резьбой, тоже неизвестен. Даже знаменитый Дмитриевский собор во Владимире, построенный отцом Святослава, и тот сильно уступает Юрьевскому. Недаром исследователь древнерусской каменной пластики Георгий Вагнер, реконструировавший много композиций из резьбы храма и посвятивший ей монографию, назвал Георгиевский собор «русским Шартром».

Капитель собора

© Алексей Паевский/Indicator.Ru

Но, похоже, Святослав сильно увлекся резьбой и забыл про основы архитектуры. Собор у него получился сильно завышенным и простоял «всего» 200 лет. Правда, за это время успел стать образцом для первого Успенского собора Московского Кремля, построенного в 1326-1327 годах.

Зооморфные и растительные рельефы

© Алексей Паевский/Indicator.Ru

В середине XV века верх собора рухнул, но власти решили не сносить здание. В 1471 году в заштатный городок прибыл выдающийся зодчий и скульптор Василий Ермолин, который восстановил храм, в итоге получившийся почти вдвое ниже исходного. Кроме того, Ермолин собрал обрушившуюся скульптуру и, что мог, поместил обратно на стены. Правда, порядок камней, разумеется, нарушил, и теперь даже среди специалистов существуют десятки вариантов реконструкции программы росписи и самого храма.

Рельеф с изображением слона

© Алексей Паевский/Indicator.Ru

Кстати, самый необычный для современного человека камень этой резьбы сохранился: над одной из полуколонн можно увидеть силуэт слона. Ну, или мамонта, если хотите. Так что у авторов концепции «Россия — родина слонов» есть аргумент возрастом почти в восемь веков.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.