Ответ на кадровый вызов: о съезде молодых ученых
В преддверии VII Всероссийского съезда советов молодых ученых и специалистов, который пройдет 30 ноября – 1 декабря в Москве, Indicator.Ru побеседовал с председателем организационного комитета съезда — Анной Щербиной, заместителем председателя Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
— Съезд носит название «Кадровый вызов для общества знаний». В чем заключается этот кадровый вызов?
— По статистике, наше государство тратит довольно много средств на исследования и разработки. Да, меньше, чем США, Германия или Япония, но тем не менее. Также наша страна находится отнюдь не на последних местах по числу исследователей на 100 тысяч жителей. Но если посмотреть на результаты научной деятельности (публикации в передовых журналах, доходы от экспорта технологий), то Россия в соответствующих рейтингах оказывается непропорционально низко.
Кроме того, существует объективный фактор разрыва поколений, потери преемственности. Число ученых младше сорока в нашей стране постоянно возрастает, а прослойка тех, кто мог бы передать им современный опыт в науке, прежде всего те, кому сейчас 45-55 лет, сокращается.
Самый главный кадровый вызов для нашей науки и сферы разработки заключается в том, что без поддержки «среднего поколения» новым лидерам научных групп и коллективов разработчиков приходится с нуля, самостоятельно проходить путь становления, нарабатывая только свой опыт. Ключевой вопрос, который мы ставим перед собой на съезде — возможно ли хоть как-то смягчить процесс набора опыта молодыми амбициозными лидерами? Существуют ли инструменты, которые позволят успешно воспитывать лидеров науки и разработок даже в условиях нехватки «мастеров» из «среднего поколения»?
— В этом году кадровым вопросам посвящено огромное количество мероприятий различного уровня. Только в октябре прошли вузовская конференция по кадрам, инженерный форум, ведомственные мероприятия. В чем особенность вашего съезда?
— В последние десятилетия в обществе сложилась не совсем позитивная тенденция, связанная с падением интереса к научной деятельности, престижу профессий ученого, инженера, конструктора. Государственная политика в области науки и образования направлена как раз на решение этих проблем. Очевидно, что устойчивое развитие страны, ее место в мировой экономике, политическое влияние, а также качество жизни граждан напрямую зависят от уровня развития отечественной науки, наукоемкой промышленности и инновационных компаний. Нужно ответить, что в этом году проводилось достаточно много мероприятий, посвященных вопросам подготовки высококвалифицированных кадров для сектора исследований и разработок. На нашем съезде мы решили обобщить их опыт и поставить вопрос о выявлении и поддержке талантливой молодежи, воспитании лидеров науки, формировании образа ученого будущего.
Читайте также
В отличие от тех мероприятий, которые вы упомянули, мы фокусируемся на сфере науки и разработок, которые пока не были представлены ни на одной площадке. Более того, мы рассматриваем не просто диапазон молодых ученых, от 20 до 35 или даже до 39 лет, а выделяем лидеров фундаментальной науки, лидеров прикладных и инновационных проектов. Тех, кто ведет за собой команды и добивается выдающихся результатов.
Еще одно отличие съезда — мы хотим предложить конструктивную повестку: ряд мероприятий, набор инструментов для воспитания лидеров. Мы не просто фиксируем проблему, мы предлагаем шаги, чтобы ответить на кадровый вызов.
— Какие именно шаги вы предлагаете для ответа на кадровый вызов? Как, по-вашему, выглядит ученый будущего?
— С каждым десятилетием темп исследований все возрастает, неуклонно возрастает роль междисциплинарных исследований. Перестали вызывать удивление коллаборации, составленные из десятков и даже сотен участников. Общепринято то, что наилучших успехов можно добиться только во главе своей команды. Даже в теоретических науках все чаще исследования выполняются коллективами авторов.
Поэтому успешный ученый будущего, лидер — это, прежде всего, лидер команды, своей научной группы. Появление своей группы автоматически означает, что успешный ученый, помимо фундаментальных знаний, широкого кругозора и понимания приоритетных задачи, должен обладать компетенциями подбора группы, декомпозиции задач, сборки и презентации результатов, коммуникации с партнерами и заказчиками, создания или участия в коллаборациях и многими другими. Возникает вопрос: как молодой амбициозный ученый или разработчик может научиться этим компетенциям, если ему не с кого брать пример?
Ответом на кадровый вызов мог бы стать комплекс мероприятий по идентификации талантливых молодых исследователей и помощи им в наработке необходимых компетенций через дополнительное обучение, стажировки или иные инструменты.
Соответственно, на съезде мы ищем ответ на кадровый вызов как комплексную триаду: карты компетенций успешных ученых, набор инструментов, позволяющих наработать эти компетенции, и средств мониторинга для выявления талантливых исследователей на ранних этапах карьеры либо отслеживания их прогресса.
— В предыдущие годы проводилось совещание Советов молодых ученых и специалистов (СМУС). В этом году вы назвали мероприятие съездом: что изменилось со сменой названия?
— В этом году архитектура мероприятия была кардинально перестроена. Мы изменили формат и планируем проведение коммуникационной и экспертной площадки для поиска ответов, не только и не столько характерных для сети СМУС, но важных для сектора исследований и разработок в целом.
Наш съезд мы начинаем пленарной дискуссией, в которой примут участие председатель попечительского совета Российского научного фонда (РНФ) Андрей Фурсенко, глава Федерального агентства научных организаций (ФАНО) Михаил Котюков, ректор Сколтеха Александр Кулешов, председатель правления фонда «Центр стратегических разработок "Северо-Запад"» Владимир Княгинин, ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов, руководитель отдела Института органической химии имени Н.Д. Зелинского Валентин Анаников. Они обсудят задачи, стоящие перед сообществом ученых в связи с выходом Стратегии НТР, а также личный опыт в вопросах воспитания кадров. Способность страны эффективно отвечать на «большие вызовы» — риски, угрозы и возможности, с которыми сталкивается общество и государство в своем развитии, — требует построения эффективного научно-технологического комплекса. Его основа — высококвалифицированные кадры, способные взять на себя ответственность, возглавить и вести работы по созданию принципиально новых решений. Но как обеспечить раннее выявление талантливой молодежи, их вовлечение в науку и технологии? Какие условия необходимы для эффективной реализации исследовательских проектов, направленных на получение новых знаний? Как можно приобрести знания и опыт, необходимые для масштабных проектов создания новых технологий, способных успешно конкурировать на мировом рынке? Как научиться запускать и вести проекты, объединяющие научную, технологическую и предпринимательскую инициативы? Что нужно для того, чтобы построить успешную карьеру в сфере исследований и разработок?
Далее работа будет построена по трем параллельным направлениям, секциям, где выступят молодые представители отрасли науки и образования, наукоемких и инновационных компаний, институтов развития. Среди партнеров и участников процесса Открытый университет Сколково, Российская венчурная компания, НИУ «Высшая школа экономики», Агентство стратегических инициатив.
При этом в программе съезда будет проходить Всероссийское заседание СМУС в традиционном формате, так что у участников будет возможность обсудить и другие насущные проблемы молодежного сообщества. Мероприятие проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ.
— Кто будет участвовать в VII Всероссийскм съезде СМУС?
— В этом году мы решили пригласить для участия не только председателей или представителей СМУСов, а расширить круг участников молодежного научного сообщества. Вопросы, поставленные перед съездом, вызвали живейший интерес в молодежном научном сообществе. На форум подали заявки более 800 человек из 76 субъектов федерации из более чем 450 организаций. При регистрации участники решали конкурсное задание, которое оценивало экспертное жюри. В результате конкурса мы отобрали более 300 молодых ученых, преподавателей, инженеров и конструкторов, а также студентов и специалистов из институтов ФАНО, Федеральных исследовательских центров и региональных научных центров РАН, университетов, научно-производственных объединений, конструкторских бюро, ведомственных научно-исследовательских институтов и наукоемких компаний. Средний возраст участников составляет 31 год.
— В чем заключалось конкурсное задание?
— Как я уже говорила выше, наше предложение заключается в разработке триады: карт компетенций, инструментов развития компетенций, средств мониторинга. Всем тем, кто подал заявки на участие в съезде, было предложено написать мини-эссе о том, какими они видят лидеров науки, разработок или технопредпринимательства, выделить 3-5 ключевых качеств, предложить инструменты их развития и написать свои соображения о том, как можно вести мониторинг сообщества.
Можно сказать, что большинство ответивших убеждены, что лидер науки или разработок прежде всего лидер научной группы. Также отмечалась важность коммуникации, проектного менеджмента, научного кругозора и постоянного саморазвития.
Все предложения участников были обработаны программным комитетом, обобщены и сведены в начальные варианты карт компетенций. Они послужат точкой отсчета для экспертных групп съезда.
— Какие результаты вы планируете представить по итогам съезда?
— Необходимо отметить, что молодежная площадка будет проводиться практически сразу после заседания президентского Совета по науке и образованию, которое прошло 23 ноября 2016 года, и фактически станет первым шагом к разработке планов реализации стратегии научно-технологического развития нашей страны. Цель съезда — разработать новые подходы к формированию и реализации кадрового потенциала для научно-технологического развития страны, а результатами работы съезда станут предложения к плану реализации стратегии.