«Наука сейчас как никогда технологична»
— Александр, какой научной темой вы занимаетесь в вашей лаборатории?
— Моя работа находится на стыке социологии идентичности, социологии массовых коммуникаций, социологии общества потребления. И я пытаюсь разобраться не только в механизмах функционирования человека в таком обществе, но и в том, как в нем сохранить себя, свою человечность.
— Можете привести пример?
— Сейчас наша жизнь все больше поглощается социальными медиа. Мы много времени проводим в интернете, в том числе общаясь с нашими виртуальными друзьями. И у нас формируется в целом такое отношение: я тебе дам что-то взамен на какую-то услугу. На мой взгляд, и исследования это подтверждают, этот обменный характер отношений, потребительское поведение усиливаются. И очень важно в условиях, когда наше общество становится все больше цифровым, комфортным, удобным, не потерять в себе человечность, не стать субъектом потребительского поведения.
— Как наука может повлиять на эти процессы?
— Лучший способ — для начала разобраться в ситуации, выявить все подводные камни, установить причинно-следственные связи. Аспект, который я пытаюсь выявить в своем исследовании, — как происходит самопрезентация российских и американских студентов в социальных сетях. Выявив какие-то особенности межкультурной коммуникации в самопрезентации, можно будет с этим работать.
— Расскажите подробнее об этом проекте, как его результаты могут внедряться в практику?
— Мой проект посвящен тому, как меняются представления о самом себе оффлайн и онлайн в различных культурах. Для исследования выбраны студенты американских и российских вузов, потому что у нас довольно разная ментальность. Я обратил на это внимание, когда стажировался в США: американцы очень открыты в общении в повседневной жизни, но совсем другие в виртуальном мире. И это позволяет им безопасно пользоваться социальными сетями. С российскими студентами все наоборот: они, как правило, довольно зажаты в повседневном общении, но в виртуальном мире становятся максимально открытыми даже незнакомцам. Поэтому совершенно неслучайно в нашем обществе сейчас распространены проблемы кибербуллинга, киберагрессии и так далее.
Продолжением моего исследовательского проекта стал курс тренингов «Smart родитель». Это восемь занятий для детей и родителей по отработке навыков безопасного поведения в интернете — как распознать киберагрессора, как не стать жертвой кибертравли. Это и есть прикладной выход моих исследований.
— Расскажите о грантовой поддержке ваших исследований. Насколько она значима в вашей научной области? Ведь социологам не требуется сложное оборудование или реагенты.
— Поддержка фондов чрезвычайно важна для ученых, только она позволяет профинансировать интересы, на которые нет времени из-за профессиональной рутины. Очень важно чувствовать, что ваши исследования значимы для государства. Я был стипендиатом программы Фулбрайт и смог съездить в Соединенные Штаты, поработать в американском университете, получить колоссальный опыт и вернуться назад, чтобы внедрить все эти знания в отечественную науку. Я очень рад, что у меня получилось выиграть грант Президента Российской Федерации, вскрыть новый пласт своих исследований, получить новые, неожиданные результаты. Помимо этого у меня сейчас действует грант РФФИ. Цель этого проекта — изучить имидж Калининградской области с точки зрения миллениалов и представителей реформенного поколения, того, как меняется их восприятие.
— Какие достижения российских ученых в последнее время вдохновили вас?
— Пожалуй, самым впечатляющим для меня результатом стало переосмысление российским социологом Вадимом Радаевым теории поколений. До него поколением считались люди, которые родились в определенный промежуток времени. Он же перенес акценты с демографических показателей на социальные и исторические: по его мнению, единым поколением нужно считать не тех, кто родился в одно и то же время, а тех, кто прожил одинаковый период взросления, вырос в одну и ту же эпоху. Учитывая это, наше исследование по имиджу Калининградской области должно дать интересные результаты. Потому что и миграционные установки, и имидж региона во многом связаны с тем, через какие испытания прошел человек, находясь в активной стадии социализации.
— Можете ли вы предположить, какие основные проблемы встанут перед вашим научным направлением в будущем?
— Мне кажется, что наше общество в ближайшие 10–15 лет будет все больше подвержено влиянию так называемой «макдональдизации». Этот термин означает развитие общества потребления в направлении просчитываемости, предсказуемости и эффективности. То, что мы сейчас наблюдаем, — системы рейтингов в такси и других сервисах, лайки, которые мы ставим в социальных сетях, — может коснуться и человеческих отношений. Известно, что в одном из регионов Китая рейтинговая система распространяется даже на социальную защищенность. Если ты не получил нужное количество баллов от других людей и служб, твой рейтинг снижается и ты получаешь ограничения в общественной жизни. И, мне кажется, уже через 10–15 лет это будет еще более распространено. Я бы очень хотел, чтобы этого не случилось, и поэтому важно уже сейчас увидеть, к чему все идет, и постараться этому противостоять.
— Александр, расскажите о том, каким был ваш путь в науку.
— Достаточно долгим и поздним. Свое первое исследование я провел на третьем курсе и был очень горд, когда увидел свою фамилию в сборнике студенческих работ. Статья была посвящена системе ценностей и приоритетов детей, которые воспитываются в детских домах. И тогда я понял, что меня вдохновляет все новое и что мне интересно открывать его не только для себя, но и создавать для других.
После этого я поступил в магистратуру, а затем в аспирантуру. И уже в аспирантуре мне удалось выиграть два конкурса на лучшую работу аспиранта. Также я ездил в различные летние школы, знакомился с новыми людьми, с отечественными и зарубежными профессорами, участвовал в конференциях. Одной из самых запоминающихся была конференция МГУ им. Ломоносова, на которую я впервые подал заявку и занял первое место в своей социологической секции. Это было очень приятно.
После нескольких лет изучения виртуального поведения подростков я решил пойти работать в школу сразу после защиты кандидатской диссертации. Мне нравилось преподавать обществознание, работать с учениками, но скоро я понял, что скучаю по университету и наукой я хочу заниматься не меньше, чем преподаванием. И решил вернуться.
— Какие советы вы могли бы дать школьникам и студентам, которые хотят найти себя в науке?
— Первое, о чем я бы хотел сказать, — тайм-менеджмент. Наука требует расстановки приоритетов. Как только ты понимаешь, что тебе интересно создавать новое знание и делиться им, важно поставить это в свой план работы и заниматься ежедневно. Потому что, как только ты теряешь идею, вернуться к этому сложно.
Также я хотел бы посоветовать им устанавливать коллаборации, искать людей с общими интересами. Мы живем в век социальных медиа, и большинство ученых ими тоже пользуются. Мы можем подписаться на выдающихся ученых, на нобелевских лауреатов, которые в том числе занимаются и распространением своих знаний в простой форме. Это дополнительный источник вдохновения. Пожалуй, в этом и будут мои советы: не стоять на месте, устанавливать связи, искать партнеров и делать это изо дня в день.
— О чем бы вы хотели предупредить молодых людей, которые только начинают свою исследовательскую работу?
— Нужно быть постоянно в курсе обновляющейся информации. То есть нужно быть готовым к тому, чтобы загружать в себя тонны новой информации, быть готовым к постоянному профессиональному апгрейду. И продолжать самосовершенствоваться, саморазвиваться, не забывать строить профессиональные сети.
— Стоит ли сегодня молодым людям идти в науку, и почему?
— Стоит, потому что наука сейчас как никогда технологична. В любой области знания ученый обязан уметь работать с техникой и с компьютерными программами. Срок, за который можно сделать важное открытие и получить общественное и профессиональное признание, сильно сократился. Мы уже видим довольно молодых исследователей, которые способны это делать. К тому же наука сейчас как никогда интернациональна. Мы общаемся не только с отечественными учеными, мы выходим на международный уровень — это очень здорово. Работая в научной сфере, ты можешь путешествовать, открывать для себя мир.
— Насколько в этой интернациональной науке для ученого важно знать иностранные языки? Какими владеете вы?
— Невозможно полноценно заниматься наукой и знать только свой родной язык, это для любой нации так. Я довольно свободно владею английским языком и считаю, что он открывает практически все двери. Также я хотел бы изучить немецкий и испанский языки.
— Расскажите о самом необычном, возможно, смешном случае в вашей исследовательской работе.
— Однажды у меня в жизни произошел такой курьезный случай, связанный с перевозкой научной литературы из Соединенных Штатов в Россию. К завершению моей стажировки у меня накопились огромные количества бумажной и электронной литературы. Я дважды посылками отправлял свои книжки на родину, каждый раз по 20 кг, и у меня еще оставалось около 20 кг. И мне пришлось буквально перед самым вылетом распихивать эту литературу по всем карманам, которые были на моей одежде. Вылет был в июле, но, чтобы было больше карманов, мне пришлось надеть осеннюю куртку. К стойке регистрации я подходил с книжками, торчащими из каждого кармана.
— Если бы вы могли отправить письмо самому себе на пять-десять лет назад, что бы вы написали?
— Я бы дал себе три коротких совета: еще больше читай, узнавай и интересуйся; устанавливай профессиональные коллаборации, ищи новых партнеров; подписывайся на известных ученых, социологов во всех социальных сетях.
— Расскажите, какая ваша любимая книга.
— Как правило, та, которую я сейчас читаю. Но могу сказать, что на меня большое впечатление произвела книга российского социолога Игоря Семеновича Кона «Мальчик — отец мужчины». Автор рассказывает, как происходит становление мужчины, какова роль отца, какова роль матери, ближайшее окружение. Как меняются представления о маскулинности не только в исторической эпохе, но и в различных культурах.
— Какого художественного персонажа вы могли бы пригласить на работу в собственную лабораторию?
— Мне кажется, это мог бы быть Иван Царевич, тот русский герой, который проходит многие испытания, проявляет хитрость и смелость, чтобы достичь поставленной цели. И он всегда получает желаемое вознаграждение.
— Чем вы увлекаетесь, откуда черпаете силы для работы?
— Мне интересна рыбалка — умиротворение, возможность побыть наедине с собой, побыть на природе. Она восполняет мои силы и энергию. Иногда я играю на гитаре.
— Продолжите фразу: «Я в науке, потому что…»
— Я в науке, потому что мне интересно все новое и я хочу делиться этим с окружающими.
Материал подготовлен при поддержке Фонда президентских грантов.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.