Опираться на новую информацию важно и для интернета, и для реальной жизни
Директор института психологии имени Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета профессор Татьяна Марцинковская установила связь между уровнем психологического благополучия молодых людей и тем, как они предпочитают принимать решения. Те, кто готов опираться не только на усвоенные социальные нормы, но и на новую информацию, чаще чувствуют себя уверенно и в интернете, и в реальной жизни. Работа опубликована в журнале «Консультативная психология и психотерапия». Исследование проводится при поддержке Российского научного фонда.
Развитие интернета и других цифровых технологий сильно повлияло на отношения в современных семьях. Сегодня подростки, их старшие братья и сестры, родители, бабушки и дедушки живут в разных информационных пространствах: кто-то доверяет новостям из социальных сетей, кто-то смотрит телевизор, читает газеты или слушает радио. Молодые люди взрослеют и набираются социального опыта не столько в реальном, сколько в виртуальном пространстве. Однако два этих мира похожи, потому что для современного общества характерно переходное состояние: постоянно изменяются ценности, стили общения, информационные потоки и технологическое окружение людей. Причем перемены происходят не кардинально и быстро (тогда они воспринимались бы как кризис, который можно пережить), а постепенно и медленно, без остановки.
Доктор психологических наук Татьяна Марцинковская исследовала факторы, которые помогают современным молодым людям преодолевать психологический дискомфорт и напряженность как в виртуальном, так и в постоянно меняющемся реальном мире. Она предположила, что психологическое благополучие может быть связано со стилем информационной идентичности. Так называют характерное для человека отношение к значимой для него информации в ситуации, когда необходимо принять решение. Всего выделяют три стиля информационной идентичности. Человек с нормативным стилем предпочитает не искать новую информацию, а действовать в соответствии с традициями и социальными нормами; для информационного стиля характерно стремление получить максимум данных для самостоятельного решения; при диффузном стиле человек может склониться в любую сторону в зависимости от ситуации.
Чтобы подтвердить или опровергнуть связь стиля информационной идентичности с психологическим благополучием, исследователь привлекла 140 студентов в возрасте от 18 лет до 21 года. Первым шагом стало интервью с участниками, чтобы выяснить, насколько изменчивой и переходной они сами считают свою жизненную ситуацию. Затем студенты прошли диагностику стиля информационной идентичности и психологического благополучия (тест К. Рифф), причем последний проводился дважды — в оффлайн- и онлайн-формате. Он позволяет оценить состояние респондента по шести критериям: насколько человека удовлетворяют его отношения с окружающими, сильно ли он зависит от мнений других людей, ощущает ли он личностный рост и стремление к развитию, чувствует ли контроль над обстоятельствами своей жизни, имеет ли жизненные цели, доволен ли собой.
По результатам всех тестов наиболее высокие показатели психологического благополучия наблюдались у студентов с информационным стилем идентичности. Они получили более высокие баллы как онлайн, так и вне сети. Это подтвердило, что справляться с постоянными изменениями в реальной и виртуальной среде молодым людям помогают похожие механизмы. При этом постоянная прозрачность виртуального пространства и его присутствие даже в реальном общении, известное как фаббинг (ситуация, когда собеседник постоянно отвлекается от разговора на смартфон), наиболее негативно влияют на тех, кто склонен к нормативному стилю идентичности. Таких в исследовании оказалось больше половины. Этот стиль ограничивает способности к принятию решений в меняющейся ситуации и к переоценке информации. Вероятно, именно низкая готовность к переменам снижает психологическое благополучие студентов с нормативным стилем идентичности и в интернете, и в реальной жизни.
«Перспективы, связанные с расширением цифровой информационной социализации, во многом компенсируют возникающие при этом проблемы, — отмечает Татьяна Марцинковская. — Ее позитивные стороны связаны с расширением картины мира, получением нового опыта, что ведет к развитию интеллектуальной и социальной активности, помогает лучше увидеть и понять мир. Это увеличивает толерантность к другим людям и снижает боязнь неопределенности, так как повышает готовность к переменам».
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.