Под Смоленском нашли вероятную могилу наполеоновского генерала

Портрет Шарля-Этьена Гюдена (слева) и раскопки одиночного погребения в Королевском бастионе Смоленска (справа)

© Жорж Руже/Wikimedia Commons/Институт археологии РАН/Indicator.Ru

Ученые из Института археологии РАН впервые исследовали места боев Отечественной войны 1812 года под Смоленском. Среди находок — пули, фрагменты гранат, картечи и одиночное погребение, предположительно определяемое как могила французского генерала Шарля-Этьена Гюдена.

Ученые из Института археологии РАН впервые исследовали места боев Отечественной войны 1812 года под Смоленском. Среди находок — пули, фрагменты гранат, картечи и одиночное погребение, предположительно определяемое как могила французского генерала Шарля-Этьена Гюдена, отмечается в пресс-релизе, поступившем в редакцию Indicator.Ru.

В ночь с 17 на 18 августа 1812 года русская армия оставила Смоленск и начала отступление к Москве. Отступать по Московской дороге было опасно: дорога шла вдоль правого берега Днепра и простреливалась французской артиллерией, расположенной на левом берегу. Было решено отступать ночью, разбив армию на две колонны, которые кружным путем должны были выйти на Московскую дорогу: одна — у Соловьевой переправы, а вторая — у деревни Лубино. Между деревнями Валутина Гора и Лубино развязалось сражение, которое участники и свидетели вспоминали как одно из самых ожесточенных в кампании. По разным оценкам, в бою у Валутиной горы погибло от 12 до 20 тысяч человек с обеих сторон.

В сражении был смертельно ранен один из соратников Наполеона, 44-летний Шарль-Этьен Гюден. Во время переправы артиллерийским снарядом ему оторвало ногу и покалечило вторую. Гюден был эвакуирован в Смоленск, где и умер спустя несколько дней в лазарете. По приказу Наполеона Гюден был похоронен в крепости Смоленска. Его сердце было перевезено во Францию и похоронено в Париже на кладбище Пер-Лашез, в гробнице сороковой дивизии. До наших дней сохранилось несколько противоречивых свидетельств мемуаристов о месте расположения могилы генерала.

Археологам, поддержанным Фондом развития русско-французских исторических инициатив, впервые удалось обнаружить материальные свидетельства боя у Старой смоленской дороги, в районе деревень Валутино и Лубино. На левом берегу реки Строгань были найдены многочисленные ружейные пули, картечь и фрагменты гранат. В болотистой пойме левого берега реки археологи обнаружили останки одного из русских солдат. Также левый берег реки хранил фрагменты гати, фрагмент колеи Старой смоленской дороги, остатки постоялого двора и небольшой деревни XVIII—XIX веков. Пойма реки также подарила ученым многочисленные находки пуговиц, накладных элементов на ремни, пряжек, деталей ружей и ружейных кремней в свинцовых обоймах.

В Королевском бастионе XVII века под Смоленском археологи обнаружили одиночное погребение, вокруг которого по кольцу располагались шесть круглых ям диаметром около 2 метров каждая. В гробу находился скелет мужчины, умершего в возрасте 40—45 лет. У погребенного отсутствовала нижняя левая конечность, начиная с нижней трети бедренной кости, причем кость в нижней части имела следы слома с неровными краями. Не исключено, что на кости читаются следы хирургического инструмента. На костях правой ноги отмечены многочисленные повреждения.

Вероятно, круглые ямы, расположенные по кольцу вокруг могилы — это следы мавзолея из орудийных стволов, вкопанных вертикально. После бегства армии Наполеона орудия могли быть разобраны жителями Смоленска.

Сейчас антропологи предполагают провести сравнительный анализ палео-ДНК, извлеченного из костей скелета, и ДНК потомков генерала Гюдена по мужской линии.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.