Российские древности: Богородице-Рождественский собор в Суздале

© Алексей Паевский

О двух или трех последовательно стоявших в древнем Суздале храмах, о князе Юрии Всеволодовиче и о ремонте XVI века рассказывает наш сегодняшний выпуск рубрики «Российские древности»

О двух или трех последовательно стоявших в древнем Суздале храмах, о князе Юрии Всеволодовиче и о ремонте XVI века рассказывает наш сегодняшний выпуск рубрики «Российские древности».

Вид с юго-востока

© Алексей Паевский

Город Суздаль ныне самый, пожалуй, богатый в России город по количеству памятников старины на единицу площади. Но большинство памятников этого города все-таки относится к сравнительно поздним периодам жизни нашей страны – XVII-XVIII векам. Есть, конечно, несколько памятников и XVI века, например Покровский монастырь, о котором мы недавно писали, или Спасо-Евфимиев монастырь, о котором речь еще впереди. Но если отступить еще дальше во времени, то на весь Суздаль останется единственный храм, который имеет интереснейшую историю и почти детективную предысторию: собор Рождества Богородицы, нижняя часть которого относится к XIII веку, а верхняя перестроена триста лет спустя. А под этим зданием археологи нашли фундаменты еще более древнего собора и спорят, был ли на этом месте третий храм. Но обо всем по порядку.

Вид с реки Каменки

© Алексей Паевский

XII век. Владимир Мономах или Юрий Долгорукий?

Как мы уже сказали, существующий храм в Суздале – не первая каменная постройка древнего города. Что нам известно о соборе – или соборах – стоявших до здания XIII века? Вот что пишет Лаврентьевская летопись под 1222 годом: «Великий князь Гюрги заложи церковь каменьну святыя Богородица в Суждали, на первем месте, заздрушив старое зданье, понеже учала бе рушитися старостью и верх ея впал бе; та бо церкы создана прадедом его Володимером Мономахом и блаженным епископом Ефремом». Это значит, что первый каменный собор в Суздале построен еще Владимиром Мономахом. Поскольку нам неизвестна дата смерти Ефрема, то максимальная точность, с которой можно определить время ее постройки, – это «до 1125 года», года смерти Владимира Мономаха.

Владимир Мономах. Портрет из Царского титулярника

© Wikimedia Commons

Киево-Печерский Патерик, правда, вносит некоторую сумятицу следующим сообщением: «И в своем княжении христолюбей Владимер, вземь меру божественныа тоа церкви печерскыа, всем подобиемь създа церковь в граде Ростове: в высоту, и в ширину, и в долготу… Сын же того Георгий, слыша от отца Владимера, еже о той церкви сотворися, и той во своем княжении създа церковь во граде Суждале в ту же меру. Яко по летех вся та распадошася, сиа же едина Богородична пребывает в векы».

В переводе на современный язык это значит, что Владимир Мономах выстроил храм в Ростове «по мерке» (плану) собора Киево-Печерской лавры, а сын Мономаха Юрий Долгорукий, услышав об этом, построил такой же храм в Суздале. Противоречие? Никак нет! Владимир с сыном могли оба выступать ктиторами (заказчиками) строительства в Суздале. Молодой Юрий во время своего суздальского княжения вряд ли был очень самостоятельным князем, и все решал его отец, великий киевский князь Владимир Мономах.

Эту информацию подтверждают и археологические данные: под нынешним храмом находятся фундаменты церкви, более-менее подходящие под «меру» Успенского храма в Киеве, и выстроено предыдущее здание было в характерной для начала XII века технике – из плинфы вперемешку с серым камнем (так называемая техника opus mixtum).

Планы двух соборов

© Wikimedia Commons

Но дальше вносит сумятицу сообщение Новгородской Первой летописи под 1148 годом: «Ходи Нифонт Суждалю мира деля к Гюргеви, и прият и с любовью Гюрги, и церковь святи Св. Богородицы великым священием, и Новтържце все выправи, и гость всь цел, и посла с цестию Новугороду, нъ мира не дасть».

Многие исследователи архитектуры пришли к выводу, что раз было новое освящение «великим священием», значит, был и еще один храм, построенный уже после смерти Мономаха. Но это не соответствует археологическим данным, а известие из Новгорода может легко быть объяснено, если вспомнить, что храмы освящали не только после их постройки или при перестройке. Например, если в храме произошло убийство, его нужно было святить «великим священием» (а малым - если, например, храм был осквернен с меньшей тяжестью, скажем, в него вошла собака). Обязательно было «великое священие» и в случае перемещения алтаря. Исходя из археологических данных, можно предположить, что в 1148 году в храме провели ремонт, в ходе которого поднимали пол в соответствии с «наросшей» за десятилетия землей вокруг храма. Тогда-то и был потревожен алтарь, тогда-то и освятили собор заново.

© Алексей Паевский

XIII век. Юрий Всеволодович

Итак, с предшественником нынешнего здания разобрались. Что же было дальше? К третьему десятилетию XIII века храм сильно обветшал. Третий сын Всеволода Большое Гнездо, суздальский князь Юрий (впоследствии он станет основателем Нижнего Новгорода, погибнет в сражении с монголо-татарами в битве на реке Сить и будет канонизирован в XVII веке Русской Православной церковью) решил разобрать храм своего прадеда и выстроить новый. В 1222 году строительство было начато, в 1225 году храм освящен во имя Рождества Богородицы.

Фреска с изображением Юрия Всеволодовича в Архангельском соборе Московского кремля

© Wikimedia Commons

Восемь лет спустя храм расписали мастера епископа Кирилла. То ли это были суздальские мастера, то ли ростовские – точно неизвестно, зато некоторые фрагменты этой росписи мы можем наблюдать и сейчас: они были найдены в 1938 году при обследовании собора знаменитым (в будущем) суздальским искусствоведом Алексеем Варгановым.

Фреска 1233 года

© Wikimedia Commons

Тогда же на соборе появилась и белокаменная резьба: знаменитые женские маски и львы. С того же времени сохраняются в соборе и уникальные памятники декоративно-прикладного искусства Древней Руси – врата в храм, созданные в технике «огневого золочения». Западные златые врата созданы, видимо, одновременно с собором, как главные врата храма, южные сделаны на 10-20 лет позже.

Лев. Резьба собора

© Алексей Паевский

Женская маска, резьба собора

© Алексей Паевский

Главные врата собора

© Wikimedia Commons

XV-XVI век

В своем первоначальном виде (существует графическая реконструкция этого храма, выполненная историком архитектуры Сергеем Заграевским) собор простоял до 1445 года, когда город разорили казанские татары.

Реконструкция Сергея Заграевского на XIII век

© Wikimedia Commons

Тогда-то в результате пожара и обвалились своды храма. Но возможности восстановить храм тогда, видимо, не было. Только в 1528 году начались масштабные работы. Стены храма разобрали до середины высоты – до аркатурно-колончатого декоративного пояса – и начали строить заново, уже из кирпича. Так собор приобрел нынешний вид. В 1954-1964 годах его реставрировал тот самый Алексей Варганов, к тому времени уже заслуженный реставратор, а с 1961 года – главный архитектор Владимирской научно-реставрационной мастерской.

Собор до реконструкции

© Wikimedia Commons

А с 1992 года храм включен в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (правда, не самостоятельно, а в числе других объектов владимиро-суздальского зодчества). С тех пор он совместно и мирно используется церковью и музеем-заповедником.

Вид на храм с реки Каменки

© Алексей Паевский

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.