Гуманитарные науки

Российские древности: Борисоглебский храм в Кидекше

Один из первых храмов Северо-Восточной Руси

Борисоглебский храм в Кидекше

© Алексей Паевский/Indicator.Ru

Об одном из двух храмов, борющихся за право называться древнейшими сохранившимися храмами Северо-Восточной Руси, имеющих одну и ту же условную датировку 1152 года и выстроенных артелью князя Юрия Долгорукого, рассказывает наш сегодняшний выпуск рубрики «Российские древности».

Об одном из двух храмов, борющихся за право называться древнейшими сохранившимися храмами Северо-Восточной Руси, имеющих одну и ту же условную датировку 1152 года и выстроенных артелью князя Юрия Долгорукого, рассказывает наш сегодняшний выпуск рубрики «Российские древности».

Как вы помните, первый древнерусский храм в нашей стране был построен в Великом Новгороде в 1045-1050-х годах. Затем последовали Новгород и снова Псков – в начале XII века. Строили в XI веке в Киеве, в Чернигове, в Полоцке... Как же дело обстояло в Северо-Восточной Руси? Так вот, на северо-востоке (Ростов-Суздаль-Владимир-Москва) не построили в это время ничего.

И только в самом начале XII в. (в 1108-1110 годах) князь Владимир Мономах построил Спасский собор во Владимире. Правда, есть нюанс: этот храм, к сожалению, не сохранился (даже археологически), да и, судя по всему, тогда воспринимался как нечто чуждое на окраинах Руси.

Вид на храм Бориса и Глеба с запада

© Алексей Паевский/Indicator.Ru

Начало истории монументального зодчества в Северо-Восточной Руси связывают с тем самым человеком, с кем официально связывается история столицы России, — с сыном Владимира Мономаха князем Юрием (он же Георгий). Как известно, Юрий за стремление получить великокняжеский киевский стол получил прозвище Долгорукий. В отличие от основания Москвы (в 1147 году она благополучно существовала), в зодчестве заслуги Юрия Долгорукого более заслуженны.

С датой начала строительной деятельности Мономаха ясно не все. Откроем Типографскую летопись: «…тогда же (в 1152 году, – прим. Indicator.Ru) Георгий князь в Суждале бе, и отвързл ему Бог разумней очи на церковное здание, и многи церкви поставиша по Суздалской стране, и церковь постави камену на Нерли, святых мученик Бориса и Глеба, и святаго Спаса в Суздале, и святаго Георгиа в Володимери камену же, и Переаславль град перевед от Клещениа, и заложи велик град, и церковь камену в нем доспе святаго Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно, и Гергев град заложи и в нем церковь доспе камену святаго мученика Георгиа».

Памятник Юрию Долгорукому в Москве

© Wikimedia Commons

Что же получается, неужели Юрий Долгорукий за один год поставил сразу пять храмов? Речь идет о следующих церквях: храм Бориса и Глеба в Кидекше, Спасский собор в Суздале, храм Георгия во Владимире, Георгиевский собор в городе Юрьеве-Польском (кстати, с этим храмом у археологов проблемы, ведь новый собор поставлен в XIII веке, и считалось, что он стоит на фундаментах храма Долгорукого. Однако все оказалось не так, и ученым придется искать первый храм Юрьева Польского где-то рядом) и Спасский собор в Переславле-Залесском. Два из них (церковь в Кидекше и храм в Переславле) сохранились по сей день.

Пять храмов Долгорукий, конечно же, не построил. Здесь та же самая ситуация, что и со статьей в «Повести временных лет» под 1037 годом. В ней сообщается, что Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор, Золотые ворота и церкви Георгия и Ирины. Это сводные статьи о строительной деятельности князей, но, поскольку мы имеем дело с летописью, составитель помещает документ под тем или иным годом (в летописях бывает и наоборот: событий вообще нет, но год есть — «в лето такое-то тишина бысть»).

Вид на комплекс со стороны реки Нерль

© Алексей Паевский/Indicator.Ru

Но мы отвлеклись. Неподалеку от Суздаля, в составе Селецкого сельского поселения, расположено село Кидекша, древнейшая часть которого занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его название с финно-угорских языков переводится как «каменистая речка». Ничего удивительного: здесь, как и в Суздале, протекает река, которую до прихода славян так скорее всего и называли.

По преданию, записанному в XVIII в., в Кидекше находился загородный двор суздальских князей. А где княжеская резиденция — там и храм. Сейчас на берегу реки Нерль (той самой, на которой стоит и всемирно известный храм Покрова-на-Нерли, о котором мы уже рассказывали) расположен целый ансамбль с маленькой церковью Стефана 1780 года, колокольней XVIII в. и странной церквушкой с непропорционально маленькой главкой. Это и есть храм Бориса и Глеба.

Храм Бориса и Глеба в Кидекше

© Алексей Паевский/Indicator.Ru

Несмотря на то, что построить даже две церкви одной артелью в один год физически невозможно, весьма солидные издания (к примеру, пятитомник «Памятники искусства Советского Союза» или российская двухтомная «Славянская энциклопедия») упорно говорят: церковь Бориса и Глеба в Кидекше, 1152 г. Об экскурсоводах речи не идет. Видимо, считается, что лучше хоть какая-то дата, чем никакой.

Но, увы, не могла одна строительная артель, пришедшая, судя по всему, из Галицкой земли, построить четыре храма (известие о храме Спаса в Суздале достоверным не считается) в один год. Да и создать четыре храма в разных местах одновременно она тоже не могла. Историк архитектуры Сергей Шаров-Делоне говорит, что артель Юрия Долгорукого работала около десяти лет, с 1148 по 1157 годы. Затем князь Юрий умер, а его сын, Андрей Боголюбский, вероятно, использовал других мастеров, в том числе и иностранцев. Чтобы вычислить размер артели Долгорукого, Шаров-Делоне рассчитал количество человеко-дней на постройку всех соборов (например, на храм в Кидекше, по его подсчетам, ушло около 10,5 тысяч человеко-дней). Вышло, что работало на князя 25-30 человек.

Реконструкция первоначального облика храма

© Алексей Варганов

Поэтому точно сказать о дате постройки мы не можем. Известны лишь редкие детали: в 1159 году здесь похоронили пятого сына Юрия — белгородского и туровского князя Бориса (всего у Юрия было минимум 14 детей от двух браков), в 1161 году — жену Бориса Юрьевича, а в 1202 году — их дочь. В 1238 г. село разорили татары, но уже в следующем году храм ремонтируют и освящают — если верить древнерусским источникам.

Сохранившиеся части храма XII века

© А.Д.Варганов

Борисоглебская церковь — сравнительно небольшой четырехстолпный трехапсидный храм размером 15×18,9 метров. Он сложен не из тонкого кирпича (плинфы), а из больших блоков белого камня. В XVII в. восточную пару столбов и своды разобрали и заново переложили, с тех пор это здание приобрело современный вид. Но, как можно понять, большая часть объема храма – от XII века. Сохранилось и несколько фресок на стенах собора внутри и граффити на стенах снаружи.

Фреска на южной стене

© Wikimedia Commons

Любопытно, что при раскопках 1851 г. возле Борисоглебского храма обнаружены «обломки колонн и баляс византийского стиля», а выдающийся архитектор-реставратор Алексей Варганов, занимавшийся владимиро-суздальским зодчеством, уже после Великой Отечественной войны при разведке находил плинфу (тонкий обожженный кирпич, характерный для древнерусского зодчества, — прим. Indicator.Ru) толщиной 3,5 см. Значит, если удастся провести вокруг собора полномасштабные раскопки, есть шанс обнаружить и фрагменты княжеского дворца Юрия Долгорукого, тем более, что следы оборонительных валов князя в Кидекше сохранились около речки Каменки, впадающей в Нерль.

Граффити на наружной стене

© Алексей Паевский/Indicator.Ru