Гуманитарные науки

Российские древности: церковь Спаса на Ковалеве

Церковь Спаса на Ковалеве

© Алексей Паевский

О храме XIV века, который сохранился после Гражданской войны, однако в Великую Отечественную попал на линию фронта, о героических супругах Александре и Валентине Грековых, которые в течение 15 лет вручную, без компьютеров восстанавливали практически уничтоженные уникальные росписи. В выпуске нашей рубрики «Российские древности» — церковь Спаса из бывшего села Ковалево.

О храме XIV века, который сохранился после Гражданской войны, однако в Великую Отечественную попал на линию фронта, о героических людях, которые в течение 15 лет вручную, без компьютеров восстанавливали практически уничтоженные уникальные росписи — в выпуске нашей рубрики «Российские древности».

Каждый город в старину встречал путника еще на подъезде чем-то приметным. Чаще всего это был храм, или даже несколько. Более полувека людей, приезжающих в Великий Новгород из Москвы, на въезде в город встречали два храма, по обе стороны дороги. Построенные приблизительно в одно и то же время, расписанные одинаково непохоже на все остальное, что было создано в Новгороде, церкви в соседних деревнях разделили одну, но удивительную судьбу. После 600 лет жизни им суждено было погибнуть, чтобы потом возродиться вместе с росписями. Об одной из них, возродившейся еще в советское время, мы поговорим сегодня. Итак, церковь Спаса из бывшего села Ковалево.

Храм в 2013 году

© Снежана Шабанова

Церковь была построена в 1345 году неким Акинфом (или Онцифором) Жабиным. Судя по всему, это был весьма богатый боярин, но, как ни странно, не занимавший высоких должностей в боярской республике Новгорода. То ли чуть раньше постройки, то ли одновременно с ней здесь был основан мужской монастырь.

Это очень и очень необычное здание. Кубической формы невысокий храм окружен тремя притворами разного размера, формы и назначения. Западный служил входным тамбуром, а северный — двухэтажный — вообще не соединялся с храмом и использовался как кладовка (впрочем, в Великом Новгороде купцы так активно строили каменные храмы еще и потому, что они служили своего рода несгораемым шкафом, и хранили в них свои сокровища. Кстати, в самом храме Спаса тоже обнаружено несколько пустых ниш-тайников). В верхнем, арочном проеме этого притвора была звонница, которую хорошо видно на старых снимках. Южный же притвор сначала был усыпальницей, вероятнее всего именно там похоронили сначала заказчика храма, а затем и заказчиков росписи. Потом он стал приделом — дополнительным храмом.

Храм в 1922 году

© Public Domain

Через 35 лет после окончания строительства храм расписали. Мы знаем имена заказчиков: некий Афанасий Степанович и его «подружа» Мария. Южный притвор как раз при них пристроили.

Как можно прочесть в книгах по живописи Великого Новгорода «колористика фресок не знает себе равных в новгородском искусстве». Фрески Спаса на Ковалеве действительно впечатляют, однако, если бы не подвиг нескольких десятков людей, мы бы вряд ли смогли об этом говорить сейчас.

Руины храма после войны

© Public Domain

Во время Великой Отечественной войны храм оказался на линии огня и был почти полностью разрушен (как и расположенный в селе Волотово Храм Успения на Волотовом поле): сохранилось не более 30% кладки. Сначала руины законсервировали, а с 1965 года их начали аккуратно разбирать, слой за слоем выбирая все осколки штукатурки и постепенно собирая разбитые фрески. Продолжавшиеся более 15 лет «игры в пазлы» под руководством супругов-реставраторов Александра и Валентины Грековых привели к тому, что удалось собрать примерно половину (по площади) существовавшего к началу войны объема росписей.

Супруги Грековы в мастерской

© Wikimedia Commons

То, во что никто сразу после войны не верил, можно увидеть в Новгородском музее-заповеднике, все «собранные» (без компьютера!) фрески сейчас можно увидеть выставленными не в самом храме – он очень далеко от центра, и туристы туда добираются редко. Они выставлены в церкви Георгия на Торгу, всего в полукилометре от Кремля.

Архидиакон Стефан. Восстановленная фреска

© Алексей Паевский

Храм тоже восстановили, хотя из-за отсутствия натурных исследований до войны верхние его части — это своеобразная реставрационная гипотеза. Тонкая белая линия отделяет восстановленную часть от сохранившейся. А реставраторов после Ковалева ждали руины храма Успения на Волотовом поле – соседа церкви Спаса, точно так же разрушенной в войну, с еще более уникальными фресками. Ну а сам храм, восставший из руин, стал еще одной частью городской мифологии: считается, что после росписи в ЗАГСе новоиспеченным мужу и жене нужно, взявшись за руки, трижды обойти вокруг церкви – тогда будет счастье.

Современный вид храма

© Алексей Паевский

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.