Гуманитарные науки

Российские древности: храм Спаса-Нередицы

Максимально полный ансамбль домонгольской живописи, дошедший до XX века

© Алексей Паевский

Этот памятник домонгольского зодчества заметен с Волхова, хорошо видно его от Юрьева монастыря, но добраться к нему своим ходом непросто. От Софийского собора пешком больше 10 километров, хотя с недавних пор это территория Новгорода Великого. Наш сегодняшний выпуск рубрики «Российские древности» об одном из известнейших произведений древнерусского искусства — Спасе-Нередице.

Этот памятник домонгольского зодчества заметен с Волхова, хорошо видно его от Юрьева монастыря, но добраться к нему своим ходом непросто. От Софийского собора пешком больше 10 километров, хотя с недавних пор это территория Новгорода Великого. Наш сегодняшний выпуск рубрики «Российские древности» об одном из известнейших произведений древнерусского искусства — Спасе-Нередице.

Вид от Юрьева монастыря

© Алексей Паевский

В XII веке в Новгороде строили много и со вкусом. Возвели немало храмов, но вот какая закавыка: ни один храм после 1136 года, до Спаса-Нередицы, не выполнялся по заказу новгородского князя. Причина в том, что в 1136 году в городе случилась своеобразная революция: богатые люди города взяли власть в свои руки, и Новгород получил право «попросить покинуть пост» неугодного ему князя и сказать Великому князю киевскому: «Этот у нас как-то не прижился, присылай нового». А какой смысл строить что-то дорогое (постройка храма стоила очень много денег) и монументальное (строили действительно на века в память о себе), если знаешь, что в любой момент тебя могут выгнать из Новгорода?

Тем не менее князь Ярослав Владимирович в 1198 году начал строительство каменного храма в селе Нередица неподалеку от княжеской резиденции на Городище. Удивительное дело: князь строил каменное здание, несмотря на то, что его уже дважды изгоняли из Новгорода, так что в третий раз Всеволоду Юрьевичу по кличке Большое Гнездо пришлось серьезно «продавливать» новгородское вече. Зачем же тогда это сооружение было нужно Ярославу?

Князь Ярослав. Ктиторская фреска

© Леонид Мацулевич

Весной у князя умерло двое сыновей — Изяслав и Ростислав. И храм, вероятнее всего, задумывался как некрополь, памятник умершим княжичам. Планировал здесь упокоиться и Ярослав, но в 1199 году его отозвал сам Всеволод, и больше в Новгороде Ярослав не появлялся.

© Алексей Паевский

Здание было выстроено в один сезон и, вероятнее всего, уже в следующий сезон расписано. И не просто расписано.

Фрески Спасского храма еще в XIX веке признали мировым шедевром. И почти таким же шедевром и эталоном, но уже исторического исследования, стала работа выдающегося специалиста по новгородской истории и культуре, академика Валентина Лаврентьевича Янина.

Раскопки в самом Новгороде открыли мастерскую выдающегося новгородского иконописца и священника конца XII века Олисея Гречина, известного по письменным источникам. То, что на усадьбе жил не просто иконописец, а именно Олисей, стало ясно после находок берестяных грамот, писанных как Олисею, так и самим Олисеем. А лингвистический и почерковедческий анализ показал, что надписи на фресках Нередицы сделаны той же рукой и с теми же характерными ошибками, что и грамоты Олисея! Указывают историки и имя архитектора Нередицы: это мастер Коров Якович, который строил и Кирилловскую церковь, не дошедшую до нашего времени.

Храм в 1910 году

© Леонид Мацулевич

В Великую Отечественную войну Великому Новгороду особенно не повезло. Здесь проходила линия фронта, и «по зданиям» работала и наша артиллерия, и немецкая. Много памятников архитектуры разрушили, что называется, до основания. Разрушили и Нередицу, а также Сковородский монастырь, Михайловский Сковородский, церковь Благовещения на Городище. Сильно пострадал храм Николы на Липне. До сих пор Сковородка и Благовещенский Городищенский храм стоят в руинах.

Разрушенный в войну храм

© Public Domain

В результате от церкви сохранилась только восточная часть: апсиды и небольшие куски северной и южной стены. Практически все росписи были утрачены, а ведь это был максимально полный ансамбль домонгольской живописи, дошедший до XX века. К счастью для нас, все фрески были зарисованы и сфотографированы на рубеже веков: в 1903-1904 годах архитектор Петр Покрышкин провел его реставрацию, а юный фотограф Леонид Мацулевич в 1910 году тщательно отснял храм и фрески, в том числе и в цвете. Кстати, Мацулевич потом стал очень известным археологом и историком.

Петр Покрышкин

© Wikimedia Commons

Храм до реставрации

© Wikimedia Commons

Реставрация и обмеры Покрышкина позволили в точности восстановить разрушенную церковь. Нередицу начали восстанавливать одной из первых: реставрационные работы прошли в 1956—1958 годах под руководством Григория Штендера. Но и в XXI веке реставрация продолжилась: усилиями Владимира Седова пол храма понизился до уровня XII века, под его же руководством археологи провели раскопки и даже обнаружили могилу князя Афанасия Даниловича, брата Ивана Калиты, который был похоронен в храме в 1322 году, если верить летописям.

Крест и иконка из раскопок Седова

© Вл. В. Седов

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.