«Система образования оказалась не готова»
Вопросы, вопросы
Конференция началась с заботливого предложения всем участникам сделать небольшую разминку перед долгим днем. После этого запустили красивую нарезку кадров, которая закончилась на председателе фонда «Сколково» Аркадии Дворковиче. Он поприветствовал собравшихся и рассказал, как внезапно тема образовательных технологий стала столь необходимой для всего мира. Почти два миллиарда школьников и студентов не смогли посещать свои образовательные учреждения. А около 350 миллионов сотрудников из-за пандемии оказались под угрозой увольнения.
«Что можно использовать для поддержки непрерывного обучения? Что из цифровых технологий в образовании дает наилучший результат? Что останется в новой образовательной системе после пандемии? Наконец, что даст новая реальность людям и какие преимущества они смогут получить?» — забросал собравшихся вопросами Дворкович и предложил ответить на них в ходе конференции.
Затем перед камерой оказалась ректор Университета 20.35 Нина Яныкина. «Сегодня побеждают не сами знания, а способность быстро учиться и переучиваться в условиях меняющегося мира», — отметила она. «Когда мы вместе создадим новую образовательную систему с равными возможностями для всех? Когда происходит научение при использовании цифровых инструментов в образовании? И, наконец, когда искусственный интеллект раскроет черный ящик обучения?» — также задалась она вопросами.
После нее пришла очередь Нурлана Киясова, основателя и программного директора конференции EdCrunch, директора Центра EdCrunch University НИТУ «МИСИС». «Как правильно применять цифровые технологии, чтобы создать среду для самореализации каждого? Как изменится роль педагогов во время TikTok и искусственного интеллекта? Как получить новый образовательный опыт, который позволит выйти достойным победителем в схватке с непредсказуемым двадцатым годом? Вопросы, что вызывает обучение, когда и как происходит научение, не останутся без ответов», — также обозначил круг тем Киясов.
«Зумица» и «акселерация»
Лирическое вступление закончилось, и начались непосредственно заседания. К сожалению, коронавирус никуда до сих пор не делся, и положение всей образовательной системы в нынешних условиях остается острым и актуальным вопросом. Его не могли проигнорировать на подобном мероприятии, и поэтому на нем состоялась панельная дискуссия «EdTech в эпоху Covid: вызовы и возможности». В ней приняли участие советник генерального директора Университета 20.35 Василий Третьяков, сооснователь и содиректор Holon IQ (Австралия) Мария Спис, сооснователь и генеральный директор «Нетология-групп» Максим Спиридонов, основатель и генеральный директор образовательной компании MAXIMUM Education Михаил Мягков. Модератором выступил GR-директор Skyeng Макар Гончаров.
Сперва он спросил у экспертов, как бы они описали уходящий год и что стало для них открытием. Для самого модератора и его компании год оказался успешным. Например, им удалось запустить новые программы, а удаленная работа позволила ему быть ближе с семьей. Он также предложил экспертам описать год одним словом. «Зумица» — такое слово он назвал сам.
«Адаптироваться» — вот слово года для Максима Спиридонова. Такой выбор он объяснил тем, что абсолютно всем пришлось в этом году адаптироваться к новым условиям. Он рассказал, что непосредственно ему и его компании также удалось быстро освоиться в новом мире. «Год поучительный», — заметил он. Василий Третьяков затем отметил, что лично для него самым важным оказались изменения в системе образования и их масштаб. Для Университета 20.35 год оказался также удачным. Но были и сложности. В частности, Третьяков рассказал, что в условиях резкого перехода на удаленное обучение многие студенты оказались не готовы к инновациям и взятию новых обязательств, созданию своих проектов. «И вот за эту мотивацию нам приходилось бороться постоянно», — рассказал он. Его словом года также стало «адаптироваться». Михаил Мягков не стал выделяться и также рассказал, что его компания успешно адаптировалась к переходу на дистанционку. «Это был хороший тест, хороший вызов», — пояснил он. Затем слово перешло к Марии Спис. Ее компания ищет основные тренды в области образовательных инноваций. Для них 2020 год также оказался интересным. «Я бы использовала слова “акселерация”, “ускорение”. Ведь что мы наблюдаем в последние месяцы по всему миру? Мы наблюдаем абсолютное ускорение всех трендов, которые уже были в традиционном образовании», — рассказала она. Она также заметила, что развитием образования заинтересовались в самых разных сферах, например в банковской. «Банки сегодня очень заинтересованы в инвестициях в образовательный сектор, гораздо больше, чем совсем недавно», — считает Спис.
Круг участников на этом замкнулся, и модератор запустил новый виток обсуждения, спросив экспертов о главных инсайтах 2020 года. Максиму Спиридонову, например, было интересно наблюдать, каким образом среда реагировала на происходящие события. Он отметил гигантский разрыв между реальными потребностями общества и тем, что традиционное образование готово предложить. «И в итоге нам как экстренным работникам службы образования приходится как-то включиться и что-то сделать», — сказал Спиридонов. Его компания в начале карантина открыла доступ ко многим платным курсам, поняв, что школьное образование рассыпается на глазах. Третьяков, в свою очередь, заметил, что огромное значение в онлайн-образовании имеет персональный подход, от которого напрямую зависит результативность. В онлайне нельзя работать с классом, надо быть максимально персонализированным, считает он. Затем Мягков заметил, что нынешний кризис образования показал существующие проблемы всей образовательной системы. Персонализация и так была нужна. «Система во многих случаях оказалась не готова. Не только технологически, системно, а в принципе на уровне преподавания. И на уровне работы преподавателя с учениками», — заявил он. Мягков считает, что систему в принципе нужно изменять. Мария Спис заметила, что в 2020 году по всему миру заметно ускорилось технологическое и инфраструктурное развитие государственных структур, которые традиционно отстают от рынка. Это относится и к образованию.
На очередном круге дискуссии модератор спросил у присутствующих, достаточно ли сегодня технологий для обеспечения качественного доступа к образованию. Эксперты сошлись на том, что сейчас не хватает методологических решений, доверия к технологиям с методологиями, процессу и результату обучения, не хватает системности. Также участники дискуссии отметили, что вся нынешняя ситуация не пройдет бесследно и оставит свой след.
Как можно обучать студентов?
На другом мероприятии в рамках EdCrunch обсудили средства, используемые для онлайн-обучения. В качестве спикера выступил американец Крис Диди, профессор Высшей школы образования Гарвардского университета, соавтор книги «Обучение учителей в цифровую эпоху».
Диди решил рассказать о трех медиа, которые, по его мнению, активно развиваются и могут оказать влияние на высшее образование. Два из них включают очень мощные инструменты, отметил он. Это ситуативное обучение, в ходе которого студент на практике осваивает какие-то знания и навыки. Диди привел пример медика в интернатуре, когда тот начинает работать в больнице с реальными пациентами. Так он обретает настоящий «боевой опыт», а также учится взаимодействовать с другими людьми в реальных условиях.
Диди проницательно заметил, что реальный мир в класс принести невозможно. Но вместо этого можно использовать различные симуляторы и тренажеры. Здесь американский профессор вспомнил авиатренажер для тренировки будущих летчиков, чтобы они не врезались в землю, не успев взлететь. Также тренажер может создавать ситуации, вероятность возникновения которых на практике крайне мала, но к которым студент обязан быть готов. Например, отказ двигателя у самолета. Подобный практический опыт может обеспечить одна из образовательных сред Гарвардского университета, представляющая собой симулятор реального мира. Вторая образовательная среда — имитатор человеческого, социального мира. Они называются EcoLearn и Mursion.
EcoLearn, по словам Диди, похожа на компьютерную игру. «Вы находитесь в имитируемой среде. Аватар, ваш герой, действует в этой среде, и вы сталкиваетесь с разными проблемами и интересными вещами, с которыми вам нужно разобраться», — так описал симулятор исследователь. Они могут применяться на разных уровнях обучения. Один из них, например, предназначен для использования в школе и позволяет развить знания о природе и способах взаимодействия с ней. В программе школьники могут, например, разбираться, что оказывает влияние на здоровье рыб или какое воздействие солнечный свет и другие погодные факторы оказывают на водоросли. Хотя программа из презентации Криса Диди была рассчитана на школьников 7–8 класса, на той же основе можно разрабатывать образовательные среды для любого возраста и образования, отметил он.
Имитационный тренажер ставит студента в конкретную ситуацию, с которой он должен разобраться. Это Mursion, комбинированная реальность, как ее назвал Диди. Она имитирует человеческий мир и социум через разных персонажей, которыми управляют специалисты. «Это позволяет создать имитационные среды, необходимые для развития определенных навыков», — рассказал Диди. Это своего рода цифровой кукольный театр, сравнил профессор. Он показал пример, где учитель тренируется работать с классом детей, которые представлены в виде компьютерных персонажей.
Последняя система называется HELIX. Она должна помочь преподавателю заниматься со смешанной аудиторией, в которой студенты на удаленке перемешаны с реальными. С помощью камер и экранов создается впечатление, как будто все студенты действительно находятся рядом с преподавателем. «Это иммерсивная в социальном плане среда», — прокомментировал Диди. Она требует сложного оборудования, но в перспективе его объем можно уменьшить. В целом же, считает Диди, подобные системы позволят подготавливать студентов в самых разных сферах.
Учителей не нужно учить технологиям, отметил Дили. «Они сами научатся за 15 минут. Учителей нужно учить педагогике, методике. Нужно приучать учителей отходить от моделей обучения, когда все обучение заключается в том, что преподаватель рассказывает, а дети слушают. Сегодня нужно учить детей через действия, через вовлеченность. А учителя к этому часто не готовы», — считает он.
«Университет является серьезной корпорацией»
В рамках другого мероприятия на конференции представители вузов обсудили, как пандемия повлияла на цифровую инфраструктуру университетов. В дискуссии приняли участие Дейл Джонсон, директор по цифровым инновациям Университетского института дизайна при Университете Аризоны (США), Сергей Салихов, первый проректор НИТУ «МИСиС», Райан Бейкер, директор Центра аналитики и больших данных в образовании Университета Пенсильвании (США), Александр Фадеев, проректор по цифровизации Национального исследовательского Томского политехнического университета, Петр Иванов, проректор по цифровому развитию Северо-Восточного федерального университета, и Алексей Чукарин, старший директор по цифровой трансформации НИУ ВШЭ.
«Ситуация, в которой университеты и система высшего образования оказались в 2020 году, стала крайне неожиданной. И мало кто из университетов был действительно полностью готов», — начал модератор, заведующий лабораторией цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ Иван Карлов. У вузов была масштабная физическая инфраструктура, заметил он, которая оказалась слабо востребована в новых условиях. С этой и другими сложностями разные университеты справлялись по разному, и Карлов поинтересовался опытом собравшихся. МИСиС, по мнению его проректора, оказался одним из наиболее подготовленных к новым условиям за счет заранее начатой цифровой трансформации. Но сложности, естественно, были. Например, проблемы с обеспечением стабильного соединения. «Пандемия дала серьезный импульс к развитию. Мы получили новый контент, новые форматы взаимодействия», — рассказал Салихов. Петр Иванов из СВФУ заметил, что хорошо развитые информационные системы некоторых университетов позволили им лучше справиться с переходом на дистанционку.
Райан Бейкер рассказал, что в Пенсильванском университете были довольно хорошо подготовлены, так как и до пандемии было много онлайн-программ. Но трудности все равно были, и многим коллегам Бейкера переходить на дистанционку было сложно. Особенно важной проблемой стало налаживание надежной работы сервисов в условиях неожиданно высокой нагрузки «В целом мне кажется, что мы не воспользовались всеми возможностями для повышения качества образования в онлайне, которые у нас были. Мы были слишком заняты налаживанием хоть какой-то работы», — считает он. По словам Дейла Джонсона, в Аризонском университета 40% студентов и так обучались в онлайне, поэтому начало карантина его университет пережил лучше многих других. Он подчеркнул, что в нынешних условиях нужно развивать новые компетенции и новые технологии, чтобы обеспечить достойное образование. Кроме того, Джонсон заметил, что необходимо разрабатывать новые методики, которые будут соединять студентов в сообщество. «Если раньше студенты приходили в кампус и пили вместе кофе, то сейчас у них может возникать чувство выдернутости из социума», — отметил он.
«Пандемия стала хорошим поводом, чтобы наши попечители и руководители окончательно признали, что университет является серьезной корпорацией, работающей в реальном времени, подобно банкам и телекоммуникационным компаниям», — считает Алексей Чукарин. Также он согласился с тем, что для обеспечения достойного уровня дистанционного обучения у университета должны быть серьезные вычислительные мощности и соответствующая инфраструктура. Александр Фадеев заметил, что главным вызовом дистанционки стало обучение студента реальным практическим навыкам, например, по работе со сложным оборудованием. Для этого в ТПУ разработали систему, которая позволяет студентам подключиться к аудитории и видеть все, что в ней происходит. Также в вузе начали активно уделять внимание виртуальной реальности и виртуальным лабораториям и тренажерам. Для многих это единственная возможность познакомиться с оборудованием и поработать с ним, подчеркнул он. Также он согласился с тем, что недостаточно только технологических изменений, нужны серьезные перемены и во всей системе образования.
Отвечая на вопрос «из зала», участники дискуссии заметили, что онлайн-курсы не заменят образование. «Это просто один из каналов подачи информации. Не более и не менее», — подчеркнул Райан Бейкер. Сергей Салихов из МИСиС согласился с ним, отметив, что по-настоящему качественное образование возможно только в контакте с преподавателем, даже если общение идет через онлайн. Но курсы не в состоянии заменить живое преподавание.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.