Историки из ТюмГУ показали, как менялось в СССР отношение к окружающей среде
В рамках ежегодной летней конференции Американской ассоциации славянских и восточноевропейских исследований (ASEEES), прошедшей в Загребе, историки из Тюменского государственного университета обсудили развитие экологического мировоззрения в СССР со своими европейскими и американскими коллегами и на примере сибирских академгородков показали, как советский человек перешел от использования природных ресурсов к осознанию себя частью природы.
«Сосредоточив внимание как на советской, так и на мировой экологии, наша группа пыталась рассмотреть историю окружающей среды не столько с позиции использования природы, сколько с позиции ее влияния на социальное и технологическое развитие», – отметил заведующий кафедрой отечественной истории ТюмГУ Александр Сорокин.
Наиболее глобальные изменения в отношении человека к окружающей среде произошли во времена СССР. Именно им были посвящены доклады секции «Nature as a Battlefield: Soviet Scientific-Technological Projects from an Ecological Perspective» («Природа как поле битвы: советские научно-технические проекты с экологической точки зрения»).
Экономическая система СССР предполагала четкое следование определенным нормам и планам, которые распределяли ресурсы между республиками. Природа стала местом культурной войны, местом, которое нужно завоевать и переделать. Но уже в позднем социализме «новый человек», вооруженный наукой, не только переустраивал природу, но и понимал, что является ее частью. Советские граждане и государство сознательно пытались включить природу и природное в повседневную жизнь, подчеркнул историк Михаил Пискунов.
Его доклад был посвящен историко-экологическим аспектам позднесоветского проекта сибирских академгородков – городов-спутников Красноярска, Томска, Иркутска, Новосибирска и Мурманска, в которых расположены научно-исследовательские институты Академии наук, а также жилые дома для сотрудников. Как отмечает исследователь, Академгородок Новосибирска отличался от всех прочих включенностью в его застройку лесного массива. При этом в Академгородке едва ли не впервые в стране появились движения за охрану окружающей среды: борьба против строительства Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и Катунской гидроэлектростанции, плана поворота сибирских рек. Эти факты говорят о том, что жители таких «зеленых городов» более трепетно относились к сохранению природы.
Опыт такого архитектурного решения, как «зеленые города», воплощенный в академгородках, должен был перенестись и в массовое городское планирование к 1980 году. Однако уход Хрущева в отставку в 1964 году остановил эти общесоюзные процессы.
Сорокин же проанализировал то, как экологическая тема развивалась и находила отражение в миссии и реальных направлениях деятельности сибирских вузов на протяжении всего их существования.
Работа тюменских историков в рамках проекта «Развитие Западной Сибири в XIX — начале XXI веков: социально-экологические аспекты» была проведена совместно с исследователями Центра исследований России, Кавказа и Центральной Европы (Centre D'études Des Mondes Russe, Caucasien Et Centre-européen (CERCEC) в Высшей школе социальных наук Парижа (EHESS) и поддержана грантами Российского фонда фундаментальных исследований и фонда «Дом наук о человеке» Франции.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.