Гуманитарные науки

Исследователи раскрыли тайну портрета Левицкого

«Портрет Ф. П. Макеровского в маскарадном костюме» после реставрации

© Dmitry Grigoryevich Levitsky/Wikimedia Commons

Российские ученые провели анализ картины Дмитрия Левицкого «Портрет Ф. П. Макеровского в маскарадном костюме» и выяснили, как она выглядела до реставраций. Результаты работы опубликованы в журнале Heritage Science.

Созданный в 1789 году портрет Фавста Петровича Макеровского — редкий пример детского парадного костюмированного портрета в русской живописи. Это также один из шедевров Дмитрия Левицкого, дошедший до наших дней. Тем не менее множество реставраций в течение века и повреждения холста неясного происхождения не позволяют вполне насладиться картиной художника.

В новой работе исследователи из МФТИ, Института общей и неорганической химии РАН и Третьяковской галереи решили установить границы авторской живописи. Проведенный анализ работы позволил не только лучше установить выбор методов реставрации, но и решить один связанный с картиной научный вопрос. Полотно портрета состоит из трех частей. Основной холст принадлежит кисти Левицкого, но было неясно, когда могли быть добавлены две другие полосы основы, на которых написан фрагмент изображения ниже колен.

Эти надставки видны еще на фотографиях XX века, но различная структура швов между тремя фрагментами вызывает сомнения: верхний шов аккуратный, а нижний — более грубый. «Последняя реставрация портрета была проведена в 1914 году, — рассказывает один из авторов исследования, сотрудник Института общей и неорганической химии РАН и МФТИ Николай Симоненко. — Мы провели комплексный предреставрационный анализ состава художественных материалов, и оказалось, что надставки действительно принадлежат Левицкому».

Красным показаны места отбора проб, белым — точки проведения рентгенофлуоресцентной спектроскопии, не требующей отбора проб

© Simonenko et al, Heritage Science

Чтобы лучше понять природу этих надставок и выяснить причину кажущейся неаккуратности швов, ученые проанализировали грунт на полотне. Его анализ на обеих надставках показал их схожесть между собой по структуре и составу. Также они оказались близки нижнему из двух слоев грунта на основной части полотна картины.

Исследователи предполагают, что на первом этапе работы у Левицкого было больше времени, но композиция картины вышла за рамки подготовленного холста, и после этого художнику пришлось пришить сначала одну надставку, а потом и другую.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.