Гуманитарные науки

«Работа идет на энтузиазме и по моей инициативе»: пресс-секретари РАН о своей работе

Как работают пресс-службы российских научных организаций

© USA-Reiseblogger/Pixabay

После колонки редакторов Indicator.Ru о научных коммуникациях в РАН в профессиональном сообществе разгорелась нешуточная дискуссия о том, как же на самом деле налажена работа по освещению деятельности ученых РАН. Indicator.Ru решил дать слово пресс-секретарям институтов и попросил их рассказать о том, как они работают и кто им помогает

После колонки редакторов Indicator.Ru о научных коммуникациях в РАН в профессиональном сообществе разгорелась нешуточная дискуссия о том, как же на самом деле налажена работа по освещению деятельности ученых РАН. Indicator.Ru решил дать слово пресс-секретарям институтов и попросил их рассказать о том, как они работают и кто им помогает.

Инесса Григалюнене, помощник директора по коммуникациям Института проблем передачи информации РАН

а) Как часто вы готовите пресс-релизы вашей научной организации?

Пресс-релизы о важных событиях из жизни ИППИ РАН мы готовим исходя из инфоповодов, нет определенного жесткого плана: за 2016 год таких релизов, например, мы выпустили 14 (все они выложены в специальном разделе на сайте института). Научных пресс-релизов получается выпускать в среднем раз в месяц, но бывают «урожайные» месяцы, когда получается сделать по две-три научных новости, а потом пауза на пару месяцев...

Инесса Григалюнене

© Facebook

б) Сколько человек вам помогает?

В пресс-службе ИППИ РАН работают два человека, но нам очень помогают авторы научных публикаций. Хотя по итогам уже первого года работы было видно, что в пресс-службе нужно три человека, работы очень много. Но у нас и институт необычный, междисциплинарный, работает много замечательных известных ученых.

в) Что потом вы делаете с этими релизами?

Рассылаем по нашим СМИ-партнерам, круг рассылки определяем исходя из темы релиза.

г) Сколько часов рабочего времени в неделю у вас на это уходит? Занимаетесь ли вы при этом научными исследованиями?

Конечно, сложнее всего готовить научный пресс-релиз, на это уходит порядка двух-трех дней. Но, помимо пресс-релизов, у нас ученые активно участвуют в радио- и телеэфирах, мы готовим тематические интервью, комментарии, очень много сил и времени уходит на наши медиапроекты: практически каждый день что-то происходит в медиапространстве с нашим участием или по нашей инициативе.

Исследованиями не занимаюсь. Я по образованию филолог, моя должность сейчас — помощник директора по коммуникациям, хотя круг обязанностей — весь институт, ненормированный рабочий день.

Сил и энергии, если делать нашу работу хорошо, генерировать инфоповоды, идеи, уходит очень много. Мне не ждем, когда произойдет событие, и просто отписываемся по его поводу, мы сами стараемся создавать контент. Где-то год назад (к отчету за первый год работы пресс-службы) для наглядности я придумала СМИжинку — лучики, которые показывают направления работы пресс-службы научной организации. Только секторов (крупные направления работы) получилось порядка восьми, а «лучиков» — свыше 20.

Юлия Шуляк, пресс-секретарь Института биоорганической химии РАН

Юлия Шуляк

© ИБХ РАН

а) Как часто вы готовите пресс-релизы вашей научной организации?

Два раза в месяц. Это связано с нехваткой рабочих рук, а также желанием руководителей публиковать только топовые результаты (по их мнению, это IF не ниже 12, но работ в таких журналах очень мало).

б) Сколько человек вам помогает?

Мне помогает Совет молодых ученых Института (кого привлеку) и стажеры (работают временно, бесплатно, за опыт). Пишу либо я, либо стажер. Иногда это делает сам автор статьи, а я редактирую.

в) Что потом вы делаете с этими релизами?

Направляю в СМИ, на агрегаторы новостей, на сайт — и на русском, и на английском языках. Рассылаю релиз в зависимости от темы, то есть не всем журналистам, а только тем, кому это может быть интересно.

г) Сколько часов рабочего времени в неделю у вас на это уходит? Занимаетесь ли вы при этом научными исследованиями?

Подготовка пресс-релиза занимает много времени, не считала часы. Если повезет, за неделю сделаем. Научной работой я при этом не занимаюсь.

Алла Сковородина, специалист по связям с общественностью Института ядерной физики Сибирского отделения РАН

Алла Сковородина

© Facebook

а) Как часто вы готовите пресс-релизы вашей научной организации?

Сначала хотелось бы сказать пару слов о контексте, в котором мы существуем. Первые, о ком нужно упомянуть, если речь идет о научных коммуникациях в Сибири, это редакция газеты «Наука в Сибири» (официально — Управление по пропаганде научной деятельности СО РАН, в разное время его подразделения назывались по-разному). Это структура, которая освещает работу научных институтов Сибирского отделения.

Еще задолго до вузовской тенденции рассказывать о своей науке «Наука в Сибири» была, пожалуй, одним из немногих источников научных новостей в Сибири. Конечно, кроме чисто научных новостей, газета публиковала и новости об организации науки, которые тоже, кстати, были вполне востребованы, по крайней мере на уровне региональной журналистики.

Нужно понимать, что сбор информации в одном месте со всего Сибирского отделения — это сложная задача, и равномерно освещать и Якутию, и Иркутск, и Красноярск, и другие города очень сложно, хотя бы потому, что исходные данные у всех научных центров разные. «Наука в Сибири» так или иначе справлялась и справляется с этой задачей — за счет личных связей, командировок, собственных корреспондентов.

Второй пример освещения науки в Новосибирске и Сибири — наш университет, НГУ. Здесь это направление начало активно развиваться сравнительно недавно, но очень успешно. В условиях требований вузов к публичности их медийность сильно поднялась по сравнению со многими институтами структуры ФАНО. Это и естественно, ведь ресурсов у университета существенно больше. В институте, если подобная работа и ведется, то одним сотрудником, пресс-служба университета — это, как правило, несколько человек. Поэтому сравнение PR-служб вузов и НИИ мне кажется не очень корректным.

Если вузы пошли скорее революционным путем, то у институтов он больше эволюционный. Одним из формальных решений, которое повлияло на медийную активность НИИ, был Приказ Министерства образования и науки РФ №162. В нем одним из желательных результатов работы института указано упоминание в СМИ. Сейчас дополнительным стимулом стала активная работа ФАНО в этом направлении. Можно по-разному относиться к директивному пожеланию учредителя заниматься популяризацией, но оно, как мне кажется, имеет эффект: я знаю несколько институтов, которые благодаря этой инициативе задумались о коммуникациях. Кроме того, пресс-служба ФАНО кажется мне открытой для предложений и совместной работы.

Сама я работаю специалистом по связям с общественностью ИЯФ СО РАН с осени 2015 года, специально для меня в институте сделали ставку с таким названием и функционалом. К слову сказать, коллектив института вроде бы за это время ко мне привык и вполне открыт для сотрудничества.

В 2016 году мы разослали 23 пресс-релиза и организовали десять встреч с журналистами: пресс-конференции, пресс-подходы, открытые эксперименты и даже один квест. По данным информационно-аналитической системы «Интегрум», все вместе это дало 2878 публикаций в СМИ, то есть в среднем получается 87 публикаций на один «выход». На мой взгляд, неплохо. Хотя, помимо количества публикаций, для нас важны также и качество, и широта охвата: нам важно попадать не только в крупные федеральные СМИ, но и в отдаленные региональные.

б) Сколько человек вам помогает?

Сейчас я ищу себе помощника — у нас формируется настоящая пресс-служба.

в) Что потом вы делаете с этими релизами?

Пресс-релизы я рассылаю по базе журналистов, в том числе и тем, с кем не знакома лично. Кроме того, эпизодически выкладываю их на «Открытую науку».

Особенностью нашего подхода к научным коммуникациям я считаю тот факт, что мы не всегда продвигаем только сам наш институт, но иногда смотрим шире. Мы освещаем и информационно поддерживаем важные для нас проекты, например тематику мега-установок в России или Европейский XFEL как таковой, пусть даже в итоге ссылаются не на нас, а на наших партнеров, как, например, в этом материале, потому что в конечном счете для нас это тоже полезно. Это хорошо видно на примере славы Большого адронного коллайдера. Поскольку это крайне популярный проект, и журналисты хорошо знакомы со словом «коллайдер», они охотно пишут и о коллайдерах нашего института. Если бы проект XFEL был так же популярен, то и о нашем участии в нем по итогам выхода пресс-релиза написало бы не 25 изданий, а 125.

Кроме того, мы сотрудничаем с «Наукой в Сибири»: приглашаем их на свои события, отправляем им новости, делимся информацией, предоставляем спикеров. Мы поддерживаем связь с Новосибирским государственным университетом на уровне упоминания друг друга в публикациях в СМИ.

Мы сотрудничаем с Физико-математической школой при НГУ. Пока меньше, чем хотелось бы, но планируем расширять наше партнерство. Для ИЯФ ФМШ вместе с НГУ и НГТУ — это источник кадров, поэтому институт старается на всех уровнях поддерживать эту школу. Вообще, школьники и студенты, а также их родители как люди, способные повлиять на их решение, для нас — одна из важнейших аудиторий, потому что мы хотим, чтобы лучшие из них пришли работать к нам как научными сотрудниками, так и разработчиками, техническими специалистами, инженерами. Поэтому мы поддерживаем такие форматы, как, например, пресс-конференции руководства для детских и юношеских СМИ.

Мы тесно контактируем с пресс-службами и отдельными учеными других институтов и научных центров, как российских, так и зарубежных: пишем совместные пресс-релизы, берем комментарии, организуем общие мероприятия.

Мы поддерживаем хорошие отношения с пресс-службой ФАНО, стараемся держать в курсе своей медийной активности пресс-службу РНФ.

Что касается планов, в целом мы собираемся придерживаться заданного направления. Возможно, в будущем начнем заниматься работой с иностранными СМИ.

г) Сколько часов рабочего времени в неделю у вас на это уходит? Занимаетесь ли вы при этом научными исследованиями?

На написание пресс-релизов, организацию пресс-мероприятий и налаживание коммуникаций между нашими учеными и СМИ у меня уходит полная рабочая неделя, а иногда и больше, и я не занимаюсь научной деятельностью.

Светлана Боринская, Институт общей генетики РАН:

Светлана Боринская

© Facebook

а) Как часто вы готовите пресс-релизы вашей научной организации?

Пресс-релизы готовлю при выходе статей в высокорейтинговых изданиях, при проведении мероприятий с участием института (конференции, круглые столы, визиты делегаций, министров, школьников и т. п.). Примерно раз в квартал. Основная работа идет не в виде пресс-релизов, а в виде предложений или ответов на запросы журналистов, организации интервью и комментариев от сотрудников института.

б) Сколько человек вам помогает?

Обычно 1-2 человека — авторы публикации или организаторы мероприятия.

в) Что потом вы делаете с этими релизами?

Обычно рассылаю знакомым журналистам или по списку уместных СМИ и порталов научных новостей, выкладываю на сайте института.

г) Сколько часов рабочего времени в неделю у вас на это уходит? Занимаетесь ли вы при этом научными исследованиями?

От одного до трех дней на написание одного пресс-релиза и его согласование, рассылку и дальнейшую переписку. Занимаюсь я в основном научными исследованиями, а обязанности пресс-секретаря выполняю как дополнительную (приятную) нагрузку.

В основном работа идет на энтузиазме и по моей инициативе. Администрация заинтересована в такой работе, но не имеет возможности выделить ресурсы для ее поддержания. А я не имею ресурсов времени, чтобы организовать остальные ресурсы. Очень впечатлил пример Санкт-Петербургского ботанического сада. Думаю, что наш институт, хотя это и не музей и не ботсад, мог бы подобную работу организовать, но нет человека, который был бы готов этим заняться.

Александра Медведева, специалист Культурно-просветительского центра Ботанического института РАН

Александра Медведева

© Facebook

а) Как часто вы готовите пресс-релизы вашей научной организации?

Не менее одного раза в месяц. Стоит учесть, что пресс-релизы в Ботаническом саду имеют свою специфику: в основном они касаются научно-популярных мероприятий, лекций и выставок. Что касается пресс-релизов всего института БИН РАН, то я ими не занимаюсь. В случае, если нужно осветить какую-то научную конференцию или устроить пресс-конференцию, руководство пишет релиз в ИТАР ТАСС. Возможно, какие-то детали я не знаю. Также часть наших новостей распространяется благодаря личным контактам с журналистами: можем позвонить на радио, отправить sms тем, с кем давно работаем.

б) Сколько человек вам помогает?

Релизы проверяет и утверждает руководитель подразделения.

в) Что потом вы делаете с этими релизами?

Рассылаем по электронным адресам СМИ города: телевидение, газеты, паблики. У нас составлена база данных, которой мы пользуемся. В скором времени на нашем сайте в разделе «Новости» будет реализована функция «скачать пресс-релиз».

г) Сколько часов рабочего времени в неделю у вас на это уходит? Занимаетесь ли вы при этом научными исследованиями?

Для составления текста, подбора иллюстраций, проверки и рассылки в сумме — 1,5 часа. Как правило релизы пишем в 2 этапа, первый день — шаблон, второй день — проверка и рассылка. Таким образом уменьшается число ошибок и опечаток.

Нина Садыкова, научный сотрудник в Институте экологии растений и животных Уральского отделения РАН

Нина Садыкова

© Facebook

а) Как часто вы готовите пресс-релизы вашей научной организации?

Сразу надо сказать, что я не пресс-секретарь в своем институте, нет такой должности. В основном я выполняю обязанности контент-менеджера и администратора институтского сайта, администратора электронной редакции наших журналов и SMM-щика. Функции пресс-секретаря дополнительно свалились на меня на том основании, что раз уж я пишу для сайта, то смогу еще и с журналистами взаимодействовать, если надо.

Если считать только собственно пресс-релизы, которые я отправляю прицельно в СМИ или на «Открытую науку», то их я делаю нечасто, примерно один-два раза в квартал. Чаще взаимодействие с журналистами происходит по их инициативе: если им нужен комментарий или интервью (для журналистских запросов есть специальная форма на сайте), моя задача обеспечить контакт с экспертом и, если возможно, отследить качество публикации. Если считать пресс-релизами новости и статьи, которые я пишу для сайта и распространяю в соцсетях, то их гораздо больше. Новостей и более-менее объемных лонгридов (иногда их пишут сотрудники, иногда я сама) выходит примерно три-четыре в месяц. Посты в соцсетях (включая репосты) публикуются не реже двух раз в неделю.

б) Сколько человек вам помогает?

Постоянных помощников нет. Зато есть довольно большая свобода действия. Часть сотрудников завела привычку так или иначе сообщать мне о событиях, которые могут стать новостным поводом. Большинство сотрудников напрямую не отказывается, если к ним подступить с конкретным предложением, о чем именно они могли бы написать для сайта. Правда, обычно стараются откладывать это дело как можно дольше.

в) Что потом вы делаете с этими релизами?

Если считаю, что тема интересна только для «друзей друзей» института, то просто публикую на сайте и делаю репосты в соцсетях. Если предполагаю, что это может быть интересно какой-то более широкой аудитории, то действую по обстоятельствам: отправляю информацию знакомым журналистам или в конкретное СМИ, что-то специально рассылаю в тематические сообщества.

г) Сколько часов рабочего времени в неделю у вас на это уходит? Занимаетесь ли вы при этом научными исследованиями?

У меня ненормированный рабочий день, формально в штате я занимаю только ¼ ставки научного сотрудника (соответственно, участвую в работе своей лаборатории, но минимально). Эта работа занимает у меня примерно 35 часов в неделю. Вся основная нагрузка по сайту и взаимодействию со СМИ оговорена с администрацией института.

Юлия Позднякова, Начальник управления по пропаганде и популяризации научных достижений Сибирского отделения РАН

Юлия Позднякова

© НГУ

а) Как часто вы готовите пресс-релизы вашей научной организации?

От одного до пяти в неделю. Зависит как от внешних факторов (например, если НГУ сделал крутой релиз, то мы свой хороший релиз откладываем, пока к первому интерес немного не пропадет), так и от внутренних (есть прямые распоряжения руководства на какие-то вещи, мало связанные с PR-активностью).

б) Сколько человек вам помогает?

У меня в подчинении в УППНД восемь человек, так или иначе подготовкой текстов занимается шесть, из них только текстами — трое.

в) Что потом вы делаете с этими релизами?

Рассылаем по базе контактов, выкладываем на «Открытую науку».

г) Сколько часов рабочего времени в неделю у вас на это уходит? Занимаетесь ли вы при этом научными исследованиями?

Подготовка текстов занимает у нас 80% времени, но это не только релизы, но и другие материалы для «Науки в Сибири». Я занимаюсь исследованиями как преподаватель НГУ (признаемся сразу, вяло и мало), это не имеет отношения к моей основной работе в СО РАН.

Ольга Закутняя, пресс-секретарь Института космических исследований РАН

Ольга Закутняя

© Facebook

а) Как часто вы готовите пресс-релизы вашей научной организации?

Реже, чем хотелось бы, но чаще, чем было раньше. В среднем получается от одного до нескольких (меньше десяти) в месяц. Сказывается специфика института: есть научные работы и работа по проектам. Периодичность сильно зависит от темы: полноценный научный релиз написать сложнее, чем обновление статуса проекта.

б) Сколько человек вам помогает?

Формально делами взаимодействия со СМИ занимается два человека, пресс-релизы пишу в основном я. Часто научные сотрудники делают черновик на русском, который я потом обрабатываю, иногда перевожу релизы ESA или NASA (получается что-то вроде совместной публикации).

в) Что потом вы делаете с этими релизами?

Выкладываем на сайт института, в микроблог института на портале МОН, на сайт «Теории и практики», иногда рассылаем по базе данных.

г) Сколько часов рабочего времени в неделю у вас на это уходит? Занимаетесь ли вы при этом научными исследованиями?

Не считала. Я не научный сотрудник ИКИ, поэтому мое рабочее время в целом посвящено работе со СМИ. Научными исследованиями занимаюсь параллельно, но как филолог.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.

Автор:Indicator.Ru