Медицина2 мин.

Мелатонин помогает при лечении глаукомы

© ISO Republic/Lukáš Mižoch/Wikimedia Commons/Indicator.Ru

Коллектив российских ученых выяснил, что введение мелатонина больным глаукомой снижает внутриглазное давление и улучшает зрительную функцию глаза. Кроме того, мелатонин облегчает состояние, корректируя суточные ритмы, улучшает сон и настроение, сообщает пресс-служба Минобрнауки РФ. Статья опубликована в Journal of Pineal Research.

Команда ученых из Москвы, Санкт-Петербурга и Петрозаводска под руководством исследователей из Тюменского государственного медицинского университета проанализировали влияние долгосрочного введения мелатонина на состояние пациентов с глаукомой. Ежедневно в течение 90 дней 115 человек получали мелатонин в таблетках. В результате гипотеза подтвердилась. Дополнительное применение мелатонина, действительно, увеличивало стабильность суточного ритма, снижало внутриглазное давление и улучшало функцию нейронов сетчатки. Отмечается также благоприятное влияние на сон и настроение.

Глаукома — заболевание, при котором происходит повреждение или гибель нейронов сетчатки, при этом происходит нарушение световой синхронизации и циркадных ритмов. Люди с глаукомой страдают не только от повышенного внутриглазного давления, они хуже спят, имеют отсроченную фазу температуры тела и более подвержены депрессии. Мелатонин — гормон, отвечающий за циркадный ритмы, который вырабатывается в ночной период во время сна. Также мелатонин выполняет антиоксидантную функцию и замедляет процессы старения.

Ученые доказали не только лечебные свойства внешнего мелатонина при терапии глаукомы, но и эффективность персонализированной стратегии введения препарата. Для этого они провели генетический анализ одного из рецепторов мелатонина у группы добровольцев. Его ген обладает тремя формами, и, оказалось, что одна из них — минорный аллель — связана со стадией глаукомы, фазами выработки мелатонина и температуры тела организма. При этом варианте гена у больных с прогрессирующей глаукомой продукция мелатонина сдвигается на более на поздний срок.

«Одна буква отличия в гене рецептора — и уже видна значительная разница, — поясняет соавтор исследования Сергей Коломейчук. — Носительство минорного аллеля заметно меняет ответ организма при применении внешнего мелатонина. То есть недостаточно просто ввести человеку дополнительно мелатонин, необходимо измерить изначальный уровень его собственного, а также важно знать, как меняется его секреция в течение суток. Для этого нужен генетический анализ. С его помощью мы можем подобрать более эффективную дозировку и время введения мелатонина».