Медицина

«Мне только спросить»: как стартап решает проблемы очередей в поликлиниках

Интернет на службе у здравоохранения

© The Washington Post/Getty Images

Чем медик может помочь пациенту по видео и по скайпу, как создать проект на чистом энтузиазме и что изменило вступление в силу «закона о телемедицине», Indicator.Ru рассказал руководитель сервиса медицинских консультаций «Врач Онлайн», кандидат медицинских наук Эдуард Гаптракипов

Чем медик может помочь пациенту по видео и по скайпу, как создать проект на чистом энтузиазме и что изменило вступление в силу «закона о телемедицине», Indicator.Ru рассказал руководитель сервиса медицинских консультаций «Врач Онлайн», кандидат медицинских наук Эдуард Гаптракипов.

«Люди заходят в Интернет, запрашивают различную информацию, в том числе по лекарственным препаратам, получают недостоверные сведения, применяют их на себе, и потом пациентов госпитализируют с различными осложнениями». С такой проблемой сталкивались многие врачи. Проект «Врач Онлайн» пытается решить ее, предлагая людям надежного и авторитетного советчика.

«В нашем регионе, да и в других регионах тоже, есть проблема с доступностью медицинской помощи, доступностью врачей для пациентов, в том числе пациентов маломобильных и инвалидов, — начинает Эдуард Гаптракипов. — По нашей статистике, 20-30% — это пациенты, которые обращаются в Интернет и приходят в поликлинику для того, чтобы только задать вопрос, чтобы врач ему разъяснил, поэтому вот эти 30% — это те пациенты, которые создают очереди в поликлиниках. Если такие сервисы будут развиваться и помогать населению, то государственные клиники немного разгрузятся».

По его мнению, распространение онлайн-консультаций особенно поможет врачам первичного звена (терапевтам и педиатрам), которые часто оказывают исключительно информационные услуги. Идеей сервиса было создать источник информации, сайт, где врачи могли бы консультировать пациентов, направлять к нужным специалистам, рассказывать, что нужно предпринять и куда обратиться.

Проект был запущен в мае 2015 года. Вначале он существовал лишь в социальных сетях (ВКонтакте), где группа набрала более 14 тысяч подписчиков. Вопросы задавали в обсуждениях, заменяющих кабинеты врачей, после запуска сайта их интегрировали с виртуальными «кабинетами» на сайте. Сейчас работает и мобильное приложение: после ответа врача пациенту приходит уведомление и ссылка на сообщение.

По словам руководителя проекта, ответ врача приходит быстро: ждать нужно от трех минут до 12 часов в зависимости от того, насколько проблема срочная. Внутри системы программа распределяет вопросы по направлениям: терапия, хирургия, травматология и так далее. «Вопросы бывают разного характера, начиная от "помогите, куда обратиться, в какое учреждение, где получить помощь" вплоть до вопросов по оказанию экстренной медицинской помощи», — говорит основатель портала. Сталкиваются врачи и с оскорбительными сообщениями, но 98% вопросов составляют именно целенаправленные обращения за помощью.

На вопросы (а их в день поступает около сотни) отвечают 75 врачей: хирурги, терапевты, травматологи, кардиологи, ревматологи, стоматологи. «Все они дают консультации онлайн, и, что важно, все эти врачи существуют на самом деле, они работают в клиниках, и их там всегда можно найти», — отмечает Гаптракипов. У каждого врача на портале есть личный кабинет, где можно получить всю информацию о нем: прочитать краткую биографию, сведения об образовании, квалификации, его дипломах, опыте работы. Кроме врачей, в команду входят специалисты со средним медицинским образованием и IT-разработчики.

И врачи, и разработчики участвуют в проекте на добровольных началах. Поначалу создатели сервиса искали, приглашали врачей, теперь медики сами обращаются с предложением поучаствовать в работе проекта. По словам Эдуарда Гаптракипова, у каждого из них была разная мотивация: «Кому-то было просто интересно отвечать на вопросы, кто-то хотел повысить свой имидж в социальных сетях, в Интернете, потому что мы о каждом враче писали, каждого представляли. Почему-то в команду вошли те, кто до сих пор безвозмездно все это делает и не задает никаких вопросов». Руководитель рассматривает резюме, проверяет квалификацию, иногда звонит в клинику, где работает кандидат, и, если все в порядке, включает его в команду.

Принятый недавно закон о телемедицине значительно расширил перечень медицинских услуг, которые можно оказывать через Интернет. Так, после вступления закона в силу выписывать рецепты на лекарственные препараты, в том числе содержащие наркотические вещества, можно в электронном виде, по Интернету можно проводить консультации, собирать данные о жалобах, прошлых заболеваниях и пройденном лечении, проводить консилиумы.

Как подчеркивает Гаптракипов, консультации в Интернете не заменяют очного приема у врача: «Да, можно оценить клиническую картину, можно посмотреть лабораторные исследования, можно посмотреть снимки, интерпретировать их, дать рекомендации, но в любом случае пациент должен прийти в лечебное учреждение, если у него есть потребность». Портал дает консультации, дает информацию. Если же пациент нуждается в очном приеме у врача, то сотрудники могут посоветовать прийти к ним на прием в ту клинику, где они работают, или в любую подходящую поликлинику или больницу. «Наши кабинеты помогают пациентам сориентироваться по заболеванию и в короткие сроки попасть в лечебное учреждение, предупреждая различные осложнения», — поясняет руководитель. Также после принятия закона утверждены порядки оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, в том числе ГОСТы по телемедицине.

Проект создавался на деньги его основателей, позже они начали искать помощь инвесторов, выступали на конференциях, представляли проект в Минздраве. Руководитель проекта встречался с советником президента России Германом Клименко, они обсуждали введение телемедицины, развитие проекта и создание базы по идентификации врачей. Проект сервиса был защищен в качестве магистерской работы в РАНХиГС.

«Финансовую поддержку мы пока не получили, потому что были трудности с утверждением закона [о телемедицине] в Государственной думе, были определенные риски, а венчурные инвесторы стараются минимизировать их». «Врач Онлайн» несколько раз участвовал в акселераторе Generation S, доходил до полуфинала, попадая в 20 лучших (из 400 участников), к тому же он резидент Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства. Фонд оказывает порталу юридическую поддержку, но финансовая помощь с его стороны ограниченная. Руководители планируют попытать счастья, подав заявку в Фонд содействия инновациям (Фонд Бортника) и на президентский грант.

«Мы существуем за счет своего энтузиазма и поддержки врачей и пациентов, которые к нам обращаются. Но хотелось бы, чтобы нас кто-то все-таки профинансировал. Мы не просим денег в первую очередь, потому что у нас все уже организовано: и площадка, и мобильное приложение. Закон уже вступил в силу, и я думаю, мы сможем все это коммерциализировать самостоятельно, без финансирования».

По словам руководителя сервиса, больше всего средств требуется на развитие портала. В работе запуск консультаций по Skype, SMS-уведомления об ответах. «В дальнейшем мы планируем нарастить количество врачей и число кабинетов и начать работать с фондом ОМС».

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.