Гении и злодеи, перфекционисты и раздолбаи: рецензия на книгу «Нобелиаты. Формулы успеха»
«Нобелиаты. Формулы успеха» — первый том впечатляющего сборника биографий лауреатов самой известной в мире премии в области естественных наук. Работы такого масштаба вы не найдете ни на русском, ни на английском языках: подробнее будет далеко не каждая статья в Википедии (некоторым в ней досталось всего пара строчек), а книги с биографиями на русском и английском успели устареть на несколько десятков лет. Эта несправедливость и сподвигла старшего автора, Алексея Паевского, начать писать статьи о лауреатах Нобелевской премии. К нему присоединилась Анна Хоружая, а (не побоюсь этого слова) грандиозный замысел начал обретать реальные очертания. Уже известно, что за первым томом, охватывающим 1901–1910 годы, последует как минимум 11 других.
Учитывая моду на самоплагиат в современной российской популяризации, думаю, у многих читателей возникнет вопрос, насколько статьи изменились и не перекочевали ли они благополучно с нашего сайта (а более ранние — с «Биомолекулы») в книгу. Ответим сразу: нет, в бумажном варианте информация гораздо подробнее и лучше организована. Это не просто интересные истории из жизни великих людей (а такими, по мнению авторов, и были нобелиаты — пусть порой гений их и сочетался со злодейством или другими неприятными качествами), а исторический контекст, архивные кадры и сканы научных иллюстраций и рукописных записей лауреатов. В главе о каждом лауреате вы найдете страничку с годами жизни, местом рождения и смерти, количеством номинаций на премию и формулировкой, с которой ее присудили. Зануды и перфекционисты (даже не признающиеся себе в этом) могут порадоваться, увидев все уточнения правильного написания имен, фамилий и перепроверку мест работы родителей, которые иногда в большинстве источников указаны неверно.
Читайте также
Что интересного и уникального в этой книге? Авторы общались с Нобелем (не Альфредом, конечно, а его правнуком Михаэлем), Нобелевским комитетом и несколькими современными лауреатами, перерыли оцифрованные архивы и получили много эксклюзивной информации. Авторы побывали и на церемонии вручения премии в Швеции, подарив книгу Нобелевскому музею.
Одной из моих любимых частей стали несколько страниц с другими номинантами того же года. В этих таблицах скрываются такие казусы и загадки, на которые нечего ответить Нобелевскому комитету. Например, как звали Р. Тома из Германии, который соперничал за премию с Берингом, или каким образом юрист Гренуиль Кларк угодил в число номинантов — во-первых, в 1901 году, когда ему было всего 19, а во-вторых, по физике (причем, согласно записям комитета, предложил его кандидатуру тот же человек, что будет номинировать его на премию мира в 1967-м). В общем, то ли путешествия во времени, то ли совершенно невероятные и потому завораживающе прекрасные истории, которых мы никогда не узнаем.
И это не говоря уже о том, как интересно узнать о людях, номинировавшихся десятки раз, но премию не получивших, или о тех, чье открытие было опровергнуто вскоре после подачи их кандидатуры. И о том, какие тенденции объясняют несправедливые случаи, когда Нобелевскую премию не дали заслужившим ее людям (среди которых, например, Дмитрий Менделеев). Даже жаль, что роскоши доступа к спискам номинантов за последние 50 лет мы по уставу премии не имеем — столько всего они в себе скрывают.
Читайте также
По рубрике «Как получить Нобелевку» можно судить о стиле авторов: сухого академизма в ней вы не встретите, как и чрезмерного усложнения. Особенной подготовки читателю не потребуется, так как темы исследований и их значение для научной области кропотливо разъясняются для каждого героя. Для желающих углубиться список литературы приведен в конце каждой главы, а не в конце книги: это и логичнее (ведь по каждому лауреату источники различаются), и удобнее для поиска.
Статьи дают общее представление и о том, какую неординарную и захватывающую жизнь вели будущие лауреаты, и о том, насколько они были непохожи друг на друга (хотя книга содержит больше сведений, ведь главы не ограничены форматом заметки на сайте). Все они в первую очередь были людьми, а потому росли в аристократических или бедных семьях, имели разногласия, далеко не всегда вежливо доказывали правоту своих идей, принадлежали к марающим их имя политическим партиям, превращали жизнь в священнодействие на алтаре науки и терпеть не могли окружающих, пытались совершить самоубийство и гибли на войне, служили врачами в Африке, были перфекционистами и раздолбаями, писали картины, пьесы или музыку, заблуждались и опровергали друг друга (а часто и несколько пунктов вместе). Кто-то с раннего детства знал, что будет делать в науке (и в какой), кто-то с детства мечтал о совершенно другом поприще и успел сменить полдюжины профессий. Но после самых ожесточенных споров научный метод и время расставляли все по местам. Результаты исследований соперников оказывались тесно сплетены, и вчерашние непримиримые оппоненты использовали достижения друг друга, чтобы узнавать больше об устройстве этого прекрасного — и яростного — мира, как описал его Платонов. И порой по иронии судьбы даже делили ту самую премию пополам.