«Не сыграем на свадьбе — сыграем на похоронах»
О шести заповедях работника атомной отрасли, перспективах арабского и китайского языков и своем детстве глава Росатома Алексей Лихачев рассказал на «Днях карьеры» Росатома. Читайте репортаж об этом от корреспондента Indicator.Ru.
29 ноября в рамках «Дней карьеры» Росатома, проходящих в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ», новоиспеченный глава госкорпорации Алексей Лихачев рассказал студентам о том, какое будущее ждет отрасль и саму компанию. Алексей Лихачев был назначен генеральным директором Росатома 5 октября текущего года указом Президента России Владимира Путина, сменив на этом посту Сергея Кириенко. До этого Лихачев занимал должность первого заместителя министра экономического развития.
Одно из первых публичных выступлений в новой должности Лихачев начал с шутки. «Добрый день, дорогие друзья, Михаил Николаевич (Стриханов, ректор МИФИ – прим. Indicator.Ru), уважаемые преподаватели и дорогие ребята. Тема у нас сегодня небанальная, и лекцию про отрасль вам должен прочитать человек, который в ней проработал практически месяц», — сказал Лихачев. Первым слайдом презентации он показал студентам экономическую силовую карту мира, на которой «присутствуют на сегодняшний день наиболее внятно пять экономик». Конкуренция между странами обостряется, грань между развитыми и развивающимися странами стирается, усиление Китая, Трамп, брексит, смещение мирового объема ВВП в сторону услуг — все это, по словам Лихачева, характеризует современный мир. Он отметил, что два основных тренда изменят производство и экономическую карту мира. Развитие цифровых технологий приведет к сокращению численности живой рабочей силы, а аддитивное производство позволит переосмыслить устоявшиеся экономические законы, как, например, экономия от эффекта масштаба.
Читайте также
Обозначив основные направления развития, Лихачев внезапно обратился к залу: «Что такое "форсайт", знаете?». Зал не ответил: либо не знал, либо не успел сообразить. «Слово "форсайт" впервые произнес Герберт Уэллс в 1932 году, предложив на одном из ученых советов подготовку специальной профессии. Это человек, который угадывает, предсказывает будущее, но не в смысле несбыточных гипотез, а в смысле технологического развития», — разъяснил Лихачев. После этого он предложил залу поиграть в форсайтов. «Какие, на ваш взгляд, технологические инновации, конкретные достижения, правила будут общепринятыми лет через 30?» — спросил он. Поскольку лекция проходила в МИФИ, ответы были предсказуемы: квантовые компьютеры, телепорт, термоядерная энергетика, лазерный термояд. «Еще гипотезы? Я понимаю, что здесь физики собрались, нас все время будет сбивать на энергетику. Жизнь же намного богаче», — прокомментировал Лихачев. Последовали еще варианты: дополненная реальность и искусственный интеллект. Внезапно кого-то в последних рядах осенило и послышался крик «генная инженерия». Все это время глава Росатома обобщал и записывал гипотезы студентов. В результате образовались несколько направлений: мощная новая зеленая энергетика, искусственный интеллект, промышленная революция, «жить будем долго», освоение космоса, расстояния потеряют значения. Из последних рядов, примерно оттуда же, откуда призывали к «генной инженерии», один из слушателей закричал «любви». Относилось это к гипотезам о технологических инновациях или же было обращено к Лихачеву, осталось неизвестным.
Читайте также
Спустя 15 минут после начала Лихачев резко поменял вектор своего выступления. Если во вступительной части он говорил об общих тенденциях технологического развития и общался с публикой, то во второй части он перешел к сугубо отраслевым вопросам. И слово «Росатом» стало звучать гораздо чаще. «Росатом является единственной компанией в мире, которая полностью замыкает топливный энергетический цикл от добычи до переработки отработавшего ядерного топлива, — заявил Лихачев. — Близко к нам подбивается лишь Areva, но те, кто внимательно читает аналитику, понимают, что Areva не будет в ближайшие десятилетия по целому ряду причин конкурентом Росатома». При этом Лихачев подчеркнул, что Росатому «есть что добавить». Это ядерный оружейный комплекс, прикладная наука, продукты неядерного профиля и атомный ледокольный флот.
Глава Росатома назвал основные задачи госкорпорации. Первая задача — это расширение участия на мировом рынке. «Мы умеем зарабатывать на всем. Вы знаете, что фукусимские события слегка потревожили мировой общественный разум. Этот разум в ряде стран привел к негативным последствиям для отрасли», — сказал Лихачев. Наиболее последовательными оказались немцы, которые приняли решение о ликвидации отрасли. По мнению главы Росатома, это несильно отразилось на деятельности компании. «Не заработаем на свадьбе, как говорят музыканты, сыграем на похоронах», — пообещал он. Второй стратегической задачей Лихачев назвал наращивание присутствия в неядерных технологиях. «Это и элементы альтернативной энергетики, ветряные установки в первую очередь, это большая работа с лазерной техникой и в сельском хозяйстве», — добавил Лихачев. Наконец третья задача связана с тем, чтобы не только готовить конкурентоспособные продукты, но и оптимизировать их с точки зрения экономики.
В Росатоме думают и о ядерной энергетике завтрашнего дня. К этому относятся развитие технологий на быстрых нейтронах, создание нового реактора на свинцовом теплоносителе, который позволит и замкнуть топливный цикл, и добиться нового качества безопасности. Также предполагается вовлечение в топливный цикл урана-238 (его хватит на тысячелетия). В планах Росатома — выйти на рынок с новыми безопасными технологиями замкнутого топливного цикла. «Это задача поколенческая, на десятилетия, абсолютно сравнимая в масштабах с ядерным проектом 40-х годов», — подчеркнул Лихачев.
Лихачев не забыл рассказать и о том, какими должны быть будущие специалисты, работающие в атомной энергетике. Помимо специальности, они должны уделять внимание английскому языку и международной проблематике. Знание арабского и китайского он назвал «конкурентным преимуществом». По его словам, сейчас работник отрасли должен быть «немного экономистом». Глава Росатома также рассказал студентам о шести основных ценностях, «заповедях», которым не помешало бы следовать всем работникам энергетической отрасли. Во-первых, Лихачев посоветовал «учиться, учиться» и быть эффективными. Во-вторых, почаще заглядывать в будущее. Третьей ценностью он назвал умение работать с коллегами, четвертой — уважение друг к другу, пятой — безопасность. «Ну шестое — самое главное. Умейте жить в удовольствие», — закончил лекцию Лихачев.
После лекции глава Росатома продолжил отвечать на вопросы студентов и преподавателей. Слушателей интересовало, какие сверхзадачи ставит перед собой компания. Такой задачей, по мнению Лихачева, будет достижение «нового уровня участия в традиционной и нетрадиционной энергетике». «Она крайне сложна, надо принимать во внимание не только положительные факторы, о которых я говорил, но и крайне непростую ситуацию, в которой сейчас находится Россия, в том числе и санкции. Думаю, что история с этим негативным, к сожалению, противостоянием с западными странами продлится достаточно долго», — посетовал Лихачев. Именно поэтому дважды амбициозной задачей становится увеличение присутствия на мировом рынке.
Читайте также
В одном из последних вопросов слушатели перешли от профессионального к личному. «Кем вы хотели стать в детстве и почему вы выбрали атомную энергетику?» — спросили Лихачева. «Как рассказывает мама, в детстве я хотел быть танкистом. Атомную отрасль выбрал не я, а президент Российской Федерации», — рассказал Лихачев. Зал ответил аплодисментами. «Меня спросили "ты будешь брать самоотвод или нет", я ответил, что мне нужно подумать, — поделился Лихачев. — Я подумал две минуты и сказал, что не буду, хотя та работа, которой я занимался, будучи первым заместителем министра экономического развития, а по факту являясь министром внешней торговли Российской Федерации (такой должности не было, она упразднена с 2000 года, но я этим занимался последние восемь лет), меня эта работа вполне устраивала, и я считал себя самым компетентным человеком в стране», — заявил Лихачев. Он также отметил, что о своем назначении узнал из интернета и никогда не думал о том, что станет руководителем Росатома. «Единственный человек, который этому не удивился, была моя мама, которая родила меня в Сарове», — подвел очень личный итог сказанному глава Росатома.