Опубликовано 17 июня 2019, 12:17

Астрономы обновили каталог гамма-всплесков

Художественная иллюстрация гамма-всплеска

© Gemini Observatory/AURA/Lynette Cook

В новый каталог, полученный на основании анализа данных космического телескопа NASA GLAST, были включены 17 коротких и 169 длинных гамма-всплесков. С результатами наблюденй можно ознакомиться на страницах The Astrophysical Journal.

На своем жизненном пути длинной в миллионы и миллиарды лет звезда проходит через несколько стадий. Холодное разреженное облако газа и пыли сжимается под действием гравитационной неустойчивости. Из родительского облака формируется звезда, которая истощает запасы ядра в реакции термоядерного синтеза и освещает космические просторы. Наконец, если масса позволяет, то по мере накопления гелия в ядре светило расширяется, излучает красные длины волн и погибает во взрыве сверхновой. Особенно горячие и яркие при коллапсе могут испускать струи в самой жесткой части электромагнитного спектра — гамма-всплески.

Эти сверхэнергетические всплески — самые яркие электромагнитные события во Вселенной, и наблюдаются они в отдаленных галактиках. Излучение может длиться от десяти миллисекунд до нескольких часов. После всплеска следует более длительный период после свечения более длинных волн — начиная с рентгеновского и закачивая радиоизлучением.

Астрономы вот уже на протяжении 10 лет изучали формирование, длительность и свойства каждого всплеска, а также спектральные характеристики в диапазоне энергий от 100 МэВ до 100 ГэВ. Особое внимание уделялось фотонам с высокой энергией. По сравнению с первым каталогом LAT GRB скорость обнаружения была значительно улучшена. Результаты в целом подтверждают основные выводы первого каталога: высокоэнергетическое излучение показывает задержку начала и большую продолжительность. Однако в этой работе исследователи обнаружили задержки, превышающие 1 кс, и несколько гамма-всплесков длительностью более 10 кс.