Опубликовано 05 июня 2018, 19:00

Отскок черной дыры, гравитационные линзы и сверхновая 1987 года: майский астрообзор

Самые интересные научные статьи по астрономии за май

© bridgetarndt23/Pixabay

Транснептуновый объект с необычной орбитой, самый мощный глитч от пульсара, обзор задач телескопа James Webb, философский спор о физике и, в качестве бонуса, танец черных дыр от автора. Читайте и смотрите все это в свежем обзоре от доктора физико-математических наук, ведущего научного сотрудника ГАИШ МГУ Сергея Попова.

В мае arXiv.Org порадовал своих пользователей не только апгрейдом поискового интерфейса, но и рекордным количеством публикаций: их было загружено почти 13 000 (и около 10% — по астрономии). Так что было из чего выбирать. И интересные обзоры, и важные оригинальные результаты в самых разных областях — от Солнечной системы до внегалактической астрономии.

Еще в 2015 году участники проекта Dark Energy Survey обнаружили в Солнечной системе необычный транснептуновый объект. В публикации от 14 мая представлен результат подробного анализа его параметров. Большая полуось орбиты объекта составляет 450 а.е., то есть даже в перигелии он дальше от Солнца, чем Нептун; эксцентриситет — 0,92, то есть его орбита очень вытянута; наклонение — 54°, что необычно много! (Кстати, «поиграться» с 3D-моделями орбит транснептуновых объектов можно здесь). Размер небесного тела может составлять несколько сотен километров. На орбитальные параметры обнаруженного объекта сильно влияют планеты-гиганты. Кроме того, его параметры хорошо укладываются в модель, в которой в Солнечной системе существует еще одно далекое массивное тело — загадочная планета Х. Именно по этой причине открытие удостоилось довольно большого внимания СМИ.

Эволюция орбит транснептунового объекта

© University of Michigan

Еще одна майская публикация посвящена тому, что есть у гораздо более известных планет, например, у Сатурна. Отлично проиллюстрированный обзор франко-японской группы авторов посвящен кольцам у тел Солнечной системы.

Еще один хороший обзор посвящен экзопланетам. Это полезная сводка данных о том, как параметры планет связаны со свойствами звезд, вокруг которых они вращаются. Разобраны все основные корреляции (например, большие планеты реже встречаются у красных карликов и чаще — у звезд с более высокой металличностью), а также возможные причины для их появления.

График зависимости количества экзопланет от массы звезд и количества металлов в них. Большими кружками обозначены планеты-гиганты, маленькими — планеты меньше Нептуна. Звездочка показывает, где на этом графике располагается Солнце

© Gijs D. Mulders

Информацией о звездах нас продолжают радовать команды, работающие с данными второго релиза данных спутника Gaia. В статье, выложенной на arXiv.Org 5 мая, речь идет о цефеидах и переменных звездах типа RR Лиры. На основе второго релиза удалось выделить почти 10 000 цефеид и почти 150 000 переменных типа RR Лиры. Более трети последних — новые открытия. Среди цефеид тоже есть ранее неизвестные объекты. Некоторые из обнаруженных переменных находятся в шаровых скоплениях или карликовых галактиках, включая Магеллановы Облака. Разумеется, самое существенное, что для этих объектов уже есть (или вскоре будут получены) точные оценки расстояний и кинематических параметров.

Карта в галактических координатах, которая показывает все обнаруженные благодаря Gaia переменные звезды типа RR Лиры

© INAF

Хотя пока Gaia ничем особым не порадовала исследователей нейтронных звезд, они сами не устают нас удивлять новыми открытиями. Так, например, поставлен новый рекорд: обнаружен самый мощный глитч (сбой периода) от пульсара в Крабовидной туманности. Причем зарегистрирован он у этой нейтронной звезды после самого длинного периода без глитчей (с 1984 года). Никакие другие параметры: профиль импульса, рентгеновская светимость и другие — не изменились, «дернулись» только вращательные параметры. Это любопытно, ведь, замечу, окончательной теории глитчей так пока и нет. Подробнее об этом читайте в статье от 14 мая.

Кстати, пока кто-то изучает самый известный пульсар, другие открывают новые. Представлены данные по 45 новым радиопульсарам по данным обсерватории Green Bank. Среди них есть и весьма интересные, такие как новая пара из двух нейтронных звезд и пульсар с нуллингом. Собственно, в статье представлены не совсем открытия, а так называемые timing solutions, то есть теперь про эти пульсары известно достаточно много (благодаря новым наблюдениям, описанным в статье), чтобы делать всякие далеко идущие выводы. Например, для некоторых двойных объектов измерены массы, а для объектов, включенных в сети пульсарного тайминга с целью поиска гравитационных волн, существенно уточнены все параметры. Для многих объектов измерены скорости движения.

Иногда интересные работы связаны не с открытиями, а с отсутствием таковых. Как известно, мы до сих пор не знаем, какой компактный объект возник в результате вспышки сверхновой 1987 года в Большом Магеллановом Облаке (я вот думаю, что там «спрятанный магнитар»). Во многом это связано с тем, что в рентгеновском диапазоне центральная часть остатка долго остается непрозрачной. Детальному рассмотрению этого вопроса посвящена статья от 11 мая (можете посмотреть и другую работу той же группы на ту же тематику, но без жесткой привязки к SN1987A).

Остаток сверхновой SN 1987A. На изображении наложены снимки в разных диапазонах спектра от разных телескопов: ALMA, Hubble и Chandra