Опубликовано 03 мая 2018, 13:31

В атмосфере экзопланеты впервые точно нашли гелий

Экзопланета WASP-107b в представлении художника

© M. Kornmesser/NASA

Астрономы зарегистрировали выбросы гелия из атмосферы экзопланеты WASP-107b. Это первый случай обнаружения второго элемента таблицы Менделеева в атмосфере планеты вне Солнечной системы. Об открытии ученые рассказали в статье, появившейся на страницах журнала Nature.

WASP-107b находится на расстоянии примерно 200 световых лет от Земли и обладает самой низкой плотностью из известных нам экзопланет. Ее размер сравним с размером Юпитера, но масса составляет лишь 12% от массы самой большой планеты Солнечной системы. WASP-107b относится к классу газовых гигантов и обращается очень близко к своей звезде. При этом звезда WASP-107 излучает очень активно, заставляя свою планету терять вещество. Эти потери могут достигать 4% всей массы атмосферы планеты за миллиард лет.

То, что в атмосфере WASP-107b есть гелий, ученые предсказали еще в начале двухтысячных. Второй (после водорода) по распространенности во Вселенной элемент очень часто входит в состав атмосферы планет-гигантов. Однако зарегистрировать его наличие хотя бы у одной экзопланеты не удавалось.

Изучение планеты в ближнем инфракрасном диапазоне при помощи орбитального телескопа Hubble показало, что под влиянием близкой звезды атмосфера WASP-107b растянулась в космос на десятки тысяч километров. Измерения проводились в момент, когда планета закрыла собой звезду, и для наблюдателя следы спектра планеты вызывали изменения спектральных характеристик звезды. При таком подходе можно обнаружить различные элементы в составе атмосферы планеты, и чем их больше, тем легче зарегистрировать сигнал.

Обычно подобные измерения проводят в ультрафиолетовом диапазоне, однако такой подход ограничивает расстояние до интересующей планеты, поэтому раньше найти следы гелия в WASP-107b не удавалось. Теперь же при измерениях в ближнем инфракрасном спектре можно будет узнать больше об атмосферах многих других экзопланет, особенно при помощи новых телескопов, планируемых к запуску в ближайшие годы.