Опубликовано 17 апреля 2017, 10:58

История науки: новый Птолемей

419 лет со дня рождения итальянского астронома Джованни Риччоли
История науки: новый Птолемей

© Wikimedia Commons

О том, как девять иезуитов помогали настраивать маятник, чем Коперник лучше Галилея и за какие заслуги называют кратеры на Луне, читайте в нашей рубрике «История науки».

Джованни Риччоли родился в 1598 году в городе Феррара на севере Италии. Вслед за этим указанием в его биографиях обычно идет 1614 год, когда он вступил в Орден иезуитов, так что о детстве нашего героя едва ли что-то известно. Учился в ордене он прилежно, какое-то время преподавал и сам (философию и теологию), однако позднее сосредоточился на изучении астрономии — области, вызывавшей тогда немало споров. Выбрать это направление ему помог один из преподавателей, Джузеппе Бьянкани, астроном и автор работ, которые порой с трудом проходили цензуру Церкви.

Окончив учебу, Риччоли попросился миссионером в Китай, однако его предпочли оставить в Италии. Он преподавал логику, физику и метафизику в разных колледжах ордена, остановившись в итоге в Болонье. Там он построил обсерваторию, оборудованную телескопами, квадрантами, секстантами и прочими инструментами.

В 1629-1631 годах Риччоли провел серию экспериментов с падающими телами и маятником. После переезда в Болонью он стал много работать с молодым коллегой, Франческо Марией Гримальди. Самой заметной их работой стали наблюдения Луны и составление карт ее поверхности. Различным объектам на этих картах астрономы давали названия в честь своих коллег-предшественников. Занимались они и географическими измерениями — Риччоли составил таблицы с координатами многих точек земного шара.

Карта поверхности Луны, составленная Риччоли и Гримальди

© Giovanni Riccioli

Маятники интересовали Риччоли главным образом как инструменты для точного измерения времени. Одной из целей его работ было создание маятника с периодом колебания в одну секунду. Чтобы проверить точность созданных им двух маятников, он задействовал команду из девяти братьев-иезуитов, которые в течение суток считали движения маятника (а их должно было быть 86 400). Ошибка маятников Риччоли составила 1,85% и 0,69%.

Используя маятник чтобы отсчитывать время (иногда вместе с теми же братьями в качестве звукового сопровождения) Риччоли проводил опыты с падающими телами. «Стартовой площадкой» для запуска шаров различной массы служила наклонная башня Азинелли в Болонье. Риччоли подтвердил наблюдения Галилея о том, что скорость падающего тела растет. Однако другие результаты, сравнение времени падения тел различной массы, разошлись с полученными Галилеем.

В начале 1650-х годов вышла работа Риччоли Almagestum novum («Новый Альмагест», названный в честь «Альмагеста» — знаменитой работы Птолемея). Этот масштабный труд (более 1500 больших страниц) стал основой для многих астрономических исследований. В этой работе он собрал результаты как своих экспериментов и наблюдений, так и известных ему трудов других ученых. Книга поделена на десять разделов, включающих основные вопросы астрономии того времени: о небесной сфере, о Земле (ее размерах, о гравитации и т. д.), о Солнце (его размерах, расстоянии до Земли, движении), о Луне (ее фазах и размере), о лунных и солнечных затмениях, о звездах, о планетах и их движении, о кометах и сверхновых, о строении Вселенной и об астрономических вычислениях.

Башня Азинелли (справа)