Опубликовано 06 апреля 2018, 18:33

В соседней галактике сверхновая породила нейтронную звезду-одиночку

Комбинированное изображение остатка сверхновой 1E 0102.2-7219

© ESA and the Hubble Heritage Team/ESO/NASA

В карликовой галактике-спутнике Млечного Пути — Малом Магеллановом Облаке — астрономы открыли изолированную нейтронную звезду. Об этом рассказывает статья в Nature Astronomy.

При помощи установленного на Very Large Telescope (Очень большом телескопе) инструмента MUSE астрономы заметили живописное кольцо газа в остатке сверхновой 1E 0102.2-7219 в Малом Магеллановом Облаке — одной из ближайших к Млечному Пути карликовых галактик. Кольцо медленно расширялось, образуя нитевидные структуры из газа и пыли, оставшихся от взрыва сверхновой. В центре кольца оказался обнаруженный несколькими годами ранее слабый источник рентгеновского излучения. Однако сначала ученые не могли понять, что это за источник и находится ли он внутри сгоревшей оболочки сверхновой или позади нее. Ему присвоили незамысловатое название p1.

Новое исследование при помощи инструмента MUSE и данных орбитального рентгеновского телескопа CHANDRA показало, что объект представляет собой одинокую нейтронную звезду с низким уровнем электромагнитного излучения, которая находится на расстоянии 200 000 световых лет от Земли. Это самый дальний и единственный обнаруженный вне нашей Галактики объект такого типа.

Нейтронная звезда – очень плотное космическое тело, у которого сердцевина покрыта тонкой (толщиной 1-2 километра) корой из тяжелых атомных ядер и электронов. Радиусы нейтронных звезд очень малы – около 10-20 километров, но масса их превышает массу Солнца, поэтому плотность вещества превосходит плотность атомного ядра. Многие нейтронные звезды очень быстро вращаются вокруг своей оси.

Если электромагнитное излучение звезды слабое, то из-за маленьких размеров ее достаточно трудно обнаружить. Однако если нейтронная звезда только недавно «родилась» из останков сверхновой, то, по словам исследователей, «Вселенная буквально очерчивает круг, чтобы показать вам, где искать».