Опубликовано 17 мая 2019, 12:10

Опубликованы первые результаты исследования астероида Ультима Туле

Космический объект 2014 MU69 Ультима-Туле

© NASA/Johns Hopkins Applied Physics Laboratory/Southwest Research Institute

Установлены возраст, оптические и геологические параметры малого объекта пояса Койпера. Данные опубликованы командой New Horizons в журнале Science.

Пояс Койпера состоит из малых космических тел и берет начало за окружностью орбиты Нептуна на расстоянии 30 а.е. от Солнца. Такая дистанция не позволяет объектам пояса Койпера (ОПК) «перегреваться» под солнечными лучами, а потому химический состав ОПК сохранил многие черты с самого рождения Солнечной системы. Состоят объекты преимущественно из летучих веществ — метана, воды, аммиака. Самый известный представитель пояса — карликовая планета Плутон.

Автоматическая межпланетная станция NASA New Horizons вышла в открытый космос в январе 2006 года с целью изучения Плутона, его единственного спутника Харона и объектов пояса Койпера. Первая часть миссии была выполнена летом 2015 года. Следующей задачей космического аппарата стал небольшой объект (486958) 2014 MU69, называемый Ультима Туле. Станция пролетела мимо 2014 MU69 1 января 2019 года, но передача всего объема собранной информации на расстояние 6,5 млрд км потребует около года и завершится лишь к середине 2020 года. Первые данные, однако, позволяют делать некоторые выводы.

2014 MU69 — это два объекта, которые некогда столкнулись и остались аккуратно соединенными через «шею». Объект напоминает снеговика: большая доля получила название Ультима, меньшая — Туле. Ультима абсолютно плоская и представляет собой 20-километровый толстый блин, Туле — блин диаметром в 10÷14 км. Судя по различиям в окраске поверхности, доли формировались отдельно друг от друга, однако из единого облака. Возраст составляет порядка 4,5 миллиардов лет. Отсутствие признаков компрессии и разломов может говорить о том, что объекты соединились при равных скоростях под действием взаимного гравитационного притяжения (которое мало из-за их малой массы).

MU69 идет по стабильной орбите, близкой к окружности. Спутников, кометного хвоста, атмосферы или облаков пыли около объекта не было обнаружено. Несмотря на колебания альбедо (способности отражать солнечный свет), цвет тела однородно красноватый. Температура объекта стабильна и составляет -231°C. Низкая плотность кратеров говорит о малом числе столкновений с другими объектами диаметром около километра. До этого в равновесной популяции ожидалось найти большее количество таких объектов, а значит и столкновений с ними.