Опубликовано 23 августа 2019, 18:48

«В звездном нуклеосинтезе все слишком хорошо»

Все ли мы знаем о рождении элементов
Aстрохимик Дмитрий Вибе

© M. Livio/NASA/ESA/Алексей Паевский/Indicator.Ru

Какая химия космоса — «нечестная», в чем ошиблись авторы статьи αβγ и пытались ли найти во Вселенной остров стабильности — в первой части интервью астрохимика Дмитрия Вибе.

В сентябре состоится главное событие Международного года Периодической таблицы химических элементов — Менделеевский съезд. Это крупнейшее событие в жизни российской химии, в котором примут участие более трех тысяч человек со всего мира. Indicator.Ru и Mendeleev. Info поговорили с одним из организаторов симпозиума «Периодическая система сквозь пространство и время» на Менделеевском съезде, заведующим отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН Дмитрием Вибе. В первой части интервью мы обсудим то, что считается «химией» только у астрономов, — вопрос происхождения химических элементов.

— Менделеевский съезд — это про химию. Зачем туда приезжает глава Международного астрономического союза? Да и вас более привычно видеть на форумах по астрономии.

— Так случилось, что было принято решение посвятить один из симпозиумов не земным вопросам, а космическим — в широком смысле. То есть поговорить и о происхождении химических элементов и их эволюции, и о молекулярной эволюции за пределами Солнечной системы. На симпозиуме соберется весьма представительный состав участников — и предполагается весьма широкий спектр тем. Ведь астрохимия молекулярных облаков и синтез элементов в звездах — это две большие разницы. Будет интересно!

— Кто из крупных ученых ожидается?

— Специалист по первичному нуклеосинтезу Алан Кок, специалист по звездному нуклеосинтезу Фридрих-Карл Тилеманн, выступит с пленарным докладом президент Международного астрономического союза и очень сильный астрохимик Эвин ван Дишок.

— То есть будут представлены все три основные тематики астрохимии: первичный нуклеосинтез, то есть те двадцать минут, в которые возникли первые ядра в результате Большого взрыва, вторичный нуклеосинтез — появление элементов в недрах звезд и в результате их эволюции — и…

— …и честная химия космоса (смеется, — прим. Indicator.Ru). В астрономии вообще есть несогласованность терминологии с химией. Мы хорошо знаем, что если говорят о металличности звезды — речь идет не о металлах с точки зрения химии, металлами астрономы именуют вообще все элементы тяжелее гелия. Так и тут — под химической эволюцией Вселенной называются термоядерные и ядерные реакции.

— Понятно, что в «честной» химии космоса вопросов очень много. Однако если говорить про нуклеосинтез, первичный и вторичный, — остались ли там фундаментальные проблемы? Существует мнение, что в статье αβγ (публикации Ральфа Альфера, Ханса Бете и Георгия Гамова «Происхождение химических элементов», вышедшей в 1948 году, — прим. Indicator.Ru) все основные вопросы были поставлены и сразу же решены.

— На самом деле, в «альфа-бета-гамма»-статье вопрос был решен неправильно. Они правильно сформулировали задачу происхождения химических элементов. Но в статье были сделаны некие допущения (очень смелые), которые не подтвердились. Они предположили, что первичный нуклеосинтез — тот, что после Большого взрыва, — полностью заполнил таблицу Менделеева сразу же. В их расчетах очень хорошо получилась кривая распространенности химических элементов во Вселенной, и в этом смысле они вопрос закрыли — нуклеосинтез в звездах оказался уже не нужен. Но потом оказалось, что не совсем так все хорошо. Выяснились некоторые тонкости, которые сильно замедляют синтез ядер с массой выше четырех (то есть — выше классического гелия). Это ядра изотопов лития и гелия с массой пять — они нестабильны (гелий-4 представляет собой дважды магическое ядро, поэтому добавленный протон или нейтрон очень плохо удерживаются в ядре, — прим. Indicator.Ru).

— Нет стабильных ядер с массой пять и нет стабильных ядер с массой восемь. Поэтому через эти два барьера просто не хватало времени перепрыгнуть за время первичного нуклеосинтеза. Все уперлось в гелий, потому его так много — дальше нуклеосинтезу некуда было идти.

Итак, ситуация сейчас такая: первичный нуклеосинтез должен был дать нам гелий-4 и гелий-3, дейтерий, протоны — как сырье первичного нуклеосинтеза, и чуть-чуть лития, в основном — лития-7 и совсем немного лития-6. Это именно то, что сейчас рассчитывают ученые и сравнивают с наблюдениями объектов на больших красных смещениях. С наблюдениями согласуется все в части гелия-4 и в части дейтерия. В общем, это (с водородом) — 98% барионной массы Вселенной. Дальше начинаются некие нюансы.

— То, что 98% мы объяснили, уже хорошо. Какие могут быть нюансы дальше?

— Во-первых, гелий-3 очень плохо измеряется. Его содержание реально измерить только в близкой к нам окрестности Вселенной. Правда, то, что мы можем измерить — с некими допущениями, — никаких проблем не обещает при экстраполяции на эпоху Большого взрыва.

А вот с литием оказались проблемы, и они пока неразрешимы. Его во Вселенной меньше, чем предсказывает (теория, — прим. Indicator.Ru) первичный нуклеосинтез. При этом проблема существует как для лития-7, так и для лития-6. И ведь пространства для маневра у нас не очень много — в расчетах есть десяток ядерных реакций и единственное, что туда «закладывается», — это расширение Вселенной.

— Есть ли идеи на тему, как эти проблемы разрешить?

Один из возможных вариантов решения проблемы — это то, что у лития может быть нетривиальная история. Он, например, может сгорать в термоядерных реакциях — в отличие от всех элементов, которые в них синтезируются, литий, бериллий и бор в термоядерных реакциях уничтожаются. Там в протон-протонном цикле есть цепочки, которые эти элементы подчищают.

«В звездном нуклеосинтезе все слишком хорошо»