Опубликовано 05 июня 2017, 17:32

Ученые рассчитали, сколько воды нужно, чтобы прорыть каналы на Марсе

© Northern Illinois University

Американские исследователи попытались рассчитать, сколько воды должно было быть на Марсе миллиарды лет назад, чтобы оставить после себя те черты рельефа, которые можно видеть на его поверхности сейчас. Статья с результатами работы опубликована в журнале Nature Communications.

Планетологи склоняются к мнению, что в прошлом климат Марса был теплее, чем сейчас, и на планете был возможен круговорот воды: она испарялась с поверхности океана и возвращалась в него в виде дождей. Эта же вода стала причиной возникновения сети углублений, долин. Такое происхождение черт марсианского рельефа подтверждают данные со спутников и марсоходов.

Возраст рельефа ученые оценивают в миллиарды лет, но сколько воды должно было быть на поверхности, чтобы его создать, оставалось неизвестным. Авторы исследования использовали новый алгоритм, позволяющий точно рассчитать объем впадин на поверхности Марса и количество воды, необходимое, чтобы их создать. В результате «самые острожные оценки» ученых — 6,86 × 1017 м3 превзошли прежние подсчеты как минимум в десять раз. Кроме того, новые оценки количества воды, по крайней мере, на порядок превышают объем предполагаемого океана и в 4000 раз — объем долин.

«Это означает, что вода должна была проходить через систему долин Марса многократно, и необходим был большой водоем или океан, чтобы поддерживать эту циркуляцию. Я представляю себе древний Марс похожим на Землю: с океанами, реками, озерами и водопадами», — рассказал один из авторов работы, профессор географии Университета Северного Иллинойса Вай Ло.

Но в ходе работы ученые столкнулись и с затруднением: климатические модели, изображающие древний Марс, не допускают настолько теплого климата.