Опубликовано 18 августа 2017, 15:02

Впервые найдена выжившая после взрыва сверхновой звезда

Russell Kightley

© Система из двух гравитационно связанных звёзд до уничтожения взрывом сверхновой

Странствующий по нашей галактике белый карлик оказался первой известной ученым звездой, выжившей после взрыва сверхновой. Об этом сообщается в журнале Science.

Речь идет о сверхновых типа Iax, достаточно редкого, открытого только в 2013 году. Iax светят менее ярко, чем звезды типа Iа, яркость которых позволяет использовать их как стандартную свечу — так астрономы называют объекты с близкими пиковыми светимостями, применяемые для измерения расстояний в космосе.

Все сверхновые этих двух типов возникают в двойных звездных системах: когда на белый карлик натекает вещество более крупной звезды-спутника, он рано или поздно доходит до критической массы и взрывается. По расчетам астрофизиков, Iax взрываются настолько слабо, что белый карлик «выживает» и просто вылетает со своей орбиты в свободный полет.

Только сейчас ученым из Астрономического института Чешской академии наук удалось найти на небе объект, который, по всей видимости, пережил взрыв сверхновой карликом. Скорость, траектория движения и скорость вращения звезды LP 40-365 как раз соответствуют гипотетическому объекту, который выбросило после взрыва сверхновой из своей звездной системы. Судя по химическому составу и предполагаемому возрасту LP 40-365, ее взрыв произошел в промежутке от 5 до 50 миллионов лет назад на расстоянии десятков тысяч световых лет от Земли.

Поскольку наиболее интересная стадия увеличения яркости длится недолго, а точное место появления таких объектов предсказать невозможно, астрофизики получают все свои знания об этих явлениях из изучения последствий взрыва. Такие выжившие белые карлики, как LP 40-365, позволят ученым лучше понять, чем вызываются взрывы сверхновых.