Опубликовано 26 октября 2016, 17:31

Арктика сыграла большую роль в удалении «лишнего» азота

© NASA/Kathryn Hansen

Химики и биологи из Техасского университета в Остине выяснили, что некоторые районы Арктики играют большую роль в круговороте азота, чем считалось ранее. Круговорот азота обеспечивает необходимое для жизни, протекающей между атмосферой, сушей и океанами, количество этого элемента. С подробностями исследования можно ознакомиться в Nature Communications.

Ученые исследовали Чукотское море — часть Северного Ледовитого океана, прилегающую к Тихому океану и Аляске. Они обнаружили, что бактерии, обитающие на морском дне, удаляют значительное количество азота из Северного Ледовитого океана. Всего на этот регион приходится около 5% от общей потери азота мировым океаном.

Ученые считают, что в прошлом океаны поддерживали баланс количества азота. Однако в результате деятельности человека уровень азота в океане стал выше. Всем живым существам азот необходим для жизни, но его чрезмерное количество может причинить вред и привести, например, к гибели рыбы или ускоренному цветению водорослей. Бактерии, обитающие в океане, удаляют из него часть «лишнего» азота. Этот процесс называется денитрификацией. В ходе денитрификации связанный азот удаляется из воды и улетучивается — уже в газообразном виде — в атмосферу.

«Микробы участвуют в удалении азота по всему земному шару, и нам было интересно узнать, какой размах этот процесс принял в Арктике», — сказала автор исследования Эмбер Харидсон. Ученые обнаружили, что удалению азота способствуют также животные, обитающие на морском дне. Черви и моллюски делают на дне своеобразные норы, создавая идеальное место для бактерий, чтобы те включились в процесс денитрификации.