Опубликовано 26 октября 2017, 16:25

Белки оказались виновниками средневековой проказы

Поврежденный череп человека, страдавшего от проказы

© Balazs Mohai/EPA

Ученые из Университета Суррея выяснили, что эпидемия проказы в средневековой Англии могла вспыхнуть из-за торговли беличьими шкурками и живыми грызунами со скандинавскими странами. Исследование опубликовано в Medical Microbiology.

Один из возбудителей проказы – палочка Хансена (Mycobacterium Leprae). В прошлом году ученые обнаружили, что этот микроб не исчез с территории современной Англии и продолжает поражать местных белок и других грызунов.

Это открытие подтолкнуло генетиков исследовать древнюю ДНК, извлеченную из женского черепа, который ранее был обнаружен в графстве Суффолк на востоке Англии. При помощи радиоуглеродного анализа ученые выяснили, что женщина проживала в период между 885-1015 годами. В ходе дальнейшего анализа ученые обнаружили в скелетных останках штамм M. Leprae. Аналогичный штамм ученые ранее обнаружили в останках человека из Эссекса на востоке Англии, жившего в 415-545 годах.

Исследователи считают, что Восточная Англия была эпицентром эпидемии проказы, которая затем распространялась на всю Англию и Европу из-за скандинавских торговцев. Купцы со Скандинавского полуострова продавали живых белок и их шкурки в портах на востоке Англии, которые оставались главными торговыми центрами Северной Европы до завоевания острова норманнами.

По словам ученых, климат Британии помог микробам приспособиться к жизни на континенте, а постоянный контакт с людьми – научиться заражать их. Последующие открытия средневековых останков больных проказой помогут узнать больше об истории развития эпидемии.