Опубликовано 16 декабря 2016, 23:25

Биологи выяснили, как микрофлора продлевает жизнь круглым червям

Caenorhabditis elegans

© National Human Genome Research Institute

Ученые выяснили, что некоторые бактерии-мутанты помогают круглым червям жить дольше, активируя у них торможение развития. Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

В организме человека живут миллиарды бактерий, которые вырабатывают множество биологически активных веществ, метаболитов, влияющих на здоровье человека. Однако точные механизмы этого влияния до сих пор не ясны. Ученые из Института старения Бака в Новато (США) на примере круглых червей выяснили новую деталь влияния бактерий на организм хозяина.

Микрофлора кишечника человека изменчива, и изучать ее влияние на организм затруднительно. Американские ученые в своей работе использовали круглых червей Caenorhabditis elegans, которые получают «свои» бактерии в основном с пищей. Работать с такими организмами намного проще, чем с мышами или другими животными.

Идея исследования пришла во время изучения круглых червей, в ходе которого ученые заметили некоторую зависимость между рационом червей и продолжительносттю их жизни. Это натолкнуло ученых на мысль о том, что, возможно, причина была в определенных бактериях, которые черви получали вместе с пищей.

После долгих поисков и анализов ученые нашли 56 мутантных бактерий кишечной палочки, которые активировали у червей так называемую dauer-форму. Круглые черви имеют четыре формы развития: три личиночных и одну взрослую. Dauer-форма «включается» в ответ на неблагоприятные внешние воздействия и приостанавливает процессы развития и размножения червей, защищая их от неблагоприятных условий. «Переключение» (в зависимости от условий среды) происходит с помощью инсулин/ИФР-1 сигнального пути.

Ученым удалось проследить весь механизм этого процесса. По словам исследователей, у людей и круглых червей, конечно, много отличий, однако работа демонстрирует тот факт, что бактерии могут влиять на процессы развития и продолжительность жизни организма.