Опубликовано 19 октября 2018, 12:22

Биоразнообразие может подорвать устойчивость экосистемы

© G.F. Esteban/Institute of Freshwater Ecology

Вопреки устоявшемуся в биологии мнению о том, что биоразнообразие обеспечивает стабильность экосистем, сообщества живых организмов могут стать намного уязвимее именно из-за большого количества видов. В частности, они могут гораздо хуже справляться с повышением температуры среды. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

На стабильность экосистемы влияют и новые виды, которые попадают в нее извне, и ранее существовавшие, но по каким-то причинам исчезнувшие из нее. Исследования уже показали, что биоразнообразие, то есть количество входящих в сообщество видов организмов, может как положительно, так и отрицательно влиять на отдельные аспекты стабильности, например, постоянство биомассы во времени.

В новой работе ученые из Цюрихского университета и Швейцарского федерального института водных наук и технологий провели серию экспериментов, чтобы выяснить, как общая стабильность экосистемы зависит от биоразнообразия. Они создали сообщества из различного количества видов одноклеточных протистов — инфузорий (Ciliophora). Всего было изучено 690 экосистем на протяжении 40 дней при температуре от 15 до 25 °C. В первую очередь биологи обращали внимание на стабильность производства биомассы, которую они оценивали по видеофрагментам на основе собственной методики.

Оказалось, что разнообразие видов увеличивало временную устойчивость, но негативно влияло на устойчивость экосистемы к повышенным температурам. Авторы пришли к выводу, что общая стабильность экосистемы может зависеть от биоразнообразия довольно нетривиальным образом: в некоторых ситуациях стабильность была максимальной при промежуточном биоразнообразии, а в других, наоборот, минимальной. «Результаты явно показывают, что одного увеличения количества видов недостаточно для того, чтобы обеспечить общую стабильность экосистемы, — говорит соавтор работы Флориан Альтерматт. — Помимо разнообразия видов, сами организмы должны уметь различными способами реагировать на изменения в окружающей среде».