Российские палеонтологи рассказали о жизни блох птерозавров
Длинноногая протоблоха Saurophthirus, паразитировавшая на птерозаврах, — это одно из самых известных ископаемых насекомых. Сотрудники лаборатории артропод Палеонтологического института РАН смогли уточнить представления о жизненном цикле этих паразитов, изучив новые экземпляры, найденные в отложениях раннего мела Забайкалья. Статьи с описанием открытия опубликованы в Paleontological Journal.
С помощью оптического и сканирующего микроскопов палеонтологи изучили шесть отпечатков заурофтируса. Возраст находки составляет 125-130 млн лет, она была сделана на берегах реки Витим (республика Бурятия). Выяснилось, что в отличие от современных блох у заурофтирусов было всего две пары дыхалец, соединенных расширенными трахеями. Подобным образом устроена дыхательная система водных личинок жуков, которые выныривают на поверхность, чтобы пополнить запас воздуха.
Поэтому ученые предположили, что заурофтирус, напившийся крови, отцеплялся от своего хозяина и падал в водоем, где откладывал яйца. Но в остальном это был типичный паразит. «Если бы мы попали во времена динозавров, мы бы не обрадовались встрече с этим существом. Укусы заурофтируса могли быть достаточно болезненны, ведь хоботок у него был в полтора-два раза длиннее, чем у современных блох, да и к тому же включал зазубренные колющие стилеты», — рассказал Александр Расницын, первый автор статьи.
Ученые также не исключают, что водные адаптации могли понадобиться заурофтирусам, поскольку птерозавры, на которых те сидели, много времени проводили в воде. В последние годы появляется все больше свидетельств, что рыбоядные птерозавры вели водный или околоводный образ жизни. Предполагается, что они плавали в озерах, загребая задними ногами, подобно уткам. В Китае в тех же отложениях, что и заурофтирусы, были обнаружены птерозавры с зубами как у дельфинов, которые могли подныривать за добычей.
Следовательно, заурофтирусы, сидевшие на крыловой перепонке, оказывались под водой, пока их хозяин-птерозавр был занят ловлей рыбой. Отсюда и необходимость делать запасы воздуха. «Заврофтирусу пришлось приспособить свою дыхательную систему к периодическим погружениям птерозавра в воду. Это как если бы человеку выпало жить на спине кита, и он отрастил себе акваланг», — пояснил один из авторов работы, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН Дмитрий Щербаков.
Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.