Психолингвисты: чтение трансформирует мозг даже у взрослых
/imgs/2024/06/10/09/6497478/3c009f47e1cc8b872289cb66b7e4d24d0a79e068.jpg)
© Aaron Burden/Unsplash
Голландские ученые совместно с коллегами из Центрального университета Хайдарабада (Индия) в эксперименте с неграмотными людьми установили, что обучение чтению изменяет «глубинные» структуры мозга. Результаты работы представлены в журнале Science Advances.
Чтение – это относительно новое умение в эволюционной истории человечества, «область чтения» не заложена в генах. По словам ученых из Института психолингвистики Макса Планка, ответственная за этот процесс мозговая активность должна наблюдаться в зрительной коре головного мозга. Однако новое исследование, где безграмотных людей учили читать, показало другие результаты.
Работа проводилось в Индии, где уровень безграмотности населения достигает 39%. Нищета ограничивает доступ к образованию людей в некоторых частях Индии, особенно женщин. Поэтому в данном исследовании почти все участники были женщинами (средний возраст – тридцать лет). В начале обучения большинство участниц не могли прочесть ни одного слова на их родном языке – хинди. За полгода занятий женщины достигли в чтении уровня первоклассника.
/imgs/2024/06/10/09/6497478/3c009f47e1cc8b872289cb66b7e4d24d0a79e068.jpg)
Жители северной Индии, на которых ученые проводили свои эксперименты
© Max Planck Institute for Psycholinguistics
Результаты оказались неожиданными: обучение чтению привело к нейронным изменением, простирающимся до «глубинных» структур мозга в таламусе и стволе (верхнее двухолмие). Получается, что сравнительно молодое явление человеческого чтения и письма изменяет очень старые, в эволюционном плане, области мозга. По словам психолингвистов, эти структуры помогают зрительной коре «фильтровать» важную информацию.
Ученые считают, что их исследование может помочь в лечении дислексии. Люди с этой болезнью не могут читать и писать, в то время как с общей способностью к обучению у них проблем нет.