Опубликовано 04 декабря 2018, 19:20

Испражняющихся насекомых-снайперов сравнили с катапультами

Цикадка Homalodisca vitripennis

© Insects Unlocked/Wikimedia Commons

Физики изучили необычный способ избавляться от отходов жизнедеятельности у насекомых из группы Proconiini, которые по-английски называются sharpshooters, то есть «меткие стрелки», «снайперы». Оказалось, что они могут «выстреливать» каплями благодаря необычному устройству на конце брюшка, которое работает как катапульта. О результатах работы ученые доложили на встрече Отдела гидродинамики Американского физического общества.

Насекомые из трибы Proconiini — опасные вредители в тропических регионах, в том числе потому, что переносят различные заболевания. Они прикрепляются к листьям или стволам и сидят там неподвижно. От отходов они избавляются необычным образом: на конце брюшка собирается капелька из прошедшей через пищеварительную систему жидкости, которая затем «выстреливается» на большой скорости. В результате большое количество насекомых может буквально устроить дождь из своих испражнений под деревом.

В новой работе физики решили исследовать этот механизм у двух видов цикадок (не путать с цикадами, или певчими цикадами, это разные семейства): Homalodisca vitripennis и Graphocephala atropunctata. Ученые записывали их деятельность на скоростную камеру. Оказалось, что специальный небольшой вырост на конце их брюшка обладает гидрофобными свойствами, что позволяет жидкости собираться на нем в форме капли. Также это приспособление может отклоняться, запасая энергию подобно пружине. Когда эта энергия высвобождается, то капля запускается в воздух с ускорением до 20 раз больше, чем то, которое земная гравитация создает на поверхности планеты.

Ученые не уверены, зачем цикадкам такой сложный способ избавляться от испражнений, но это может быть связано с их большим аппетитом: за день они могут пропустить через себя пищу массой до 300 раз больше их собственной. Скорее всего, соответствующее количество жидких отходов просто не дает им питаться дальше.