Опубликовано 04 сентября 2018, 17:15

Уменьшение сбросов азота улучшает качество воды

© PxHere

Ученые смогли доказать, что если в водоемы поступает меньше соединений азота, то это предотвращает цветение цианобактерий и улучшает качество воды. Эту гипотезу долгое время обсуждали в научном сообществе, но из-за отсутствия достаточно длительных наблюдений окончательно подтвердить ее не удавалось. Исследование опубликовано в журнале Limnology and Oceanography.

Цветение водоемов — это неконтролируемое размножение обитающих в нем организмов, в первую очередь одноклеточных цианобактерий. Это происходит из-за того, что в воду вместе со стоками с удобряемых полей и канализационными водами попадают азот- и фосфорсодержащие вещества. Ученые давно предположили, что, несмотря на способность цианобактерий усваивать азот из воздуха, бактерии будут размножаться гораздо хуже, если уменьшить количество азота в сточных водах. Однако ни одно из озер, где существенно снизился поток азота, не исследовали достаточно долго, чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу.

В новой работе сотрудники Института экологии пресных вод и внутреннего рыболовства Ассоциации Лейбница (Германия) впервые собрали достаточное количество информации. Они в течение 38 лет (с 1979 по 2016 год) исследовали озеро Мюггельзе около Берлина и доказали, что уменьшение количества поступающего азота подавляет летнее цветение воды. Также они смогли показать, что скорости усвоения атмосферного азота недостаточно для того, чтобы обеспечить такое размножение организмов.

Несмотря на то, что важность азота и фосфора для цветения воды люди поняли давно, попытки предотвратить этот процесс в основном опирались на уменьшение количества фосфора. «Несмотря на то, что часто такая стратегия работает, она не помогает в 100% случаев, — поясняет соавтор работы Том Шатвелл. — В неглубоких озерах донные отложения летом выделяют большое количество фосфора. В таком случае размножение цианобактерий должно контролировать именно ограничение азота, так как для роста им необходимы оба этих элемента. Однако раньше не было убедительных свидетельств того, что уменьшение количества азота, которое организовать гораздо сложнее и дороже, работает в долгосрочной перспективе».