Опубликовано 01 ноября 2016, 15:21

Дело о жабьих лапках: воскрешение научной репутации Пауля Каммерера

Разрешена одна из самых скандальных биологических загадок XX века
Самец жабы-повитухи

© Laurent Lebois/Flickr

Яркий зоолог-экспериментатор, на заре XX века искавший механизмы наследования прижизненных изменений у амфибий, Пауль Каммерер был обвинен в мошенничестве, после чего он совершил самоубийство. Современное исследование в области эпигенетики, опубликованное в Journal of Experimental Zoology, подтверждает его правоту.

Дарвин или Ламарк?

Французский эволюционист Жан-Батист Ламарк утверждал, что прижизненные изменения наследуются, а двигателем эволюции является заложенное в организмах стремление к совершенству. Например, если жираф будет тянуть шею к листьям, его родившийся детеныш будет иметь более длинную шею. По Дарвину же наследственность контролируется естественным и искусственным отбором, где выживают и оставляют потомство лишь наиболее приспособленные особи. После торжества идей Дарвина законы Ламарка были забыты, но начавшая развиваться в конце XX века эпигенетика подтвердила, что, хотя у сына выдающегося спортсмена, всю жизнь пролежавшего на диване, не будет развитых мышц, все же в отдельных случаях механизмы наследования «по Ламарку» имеют место (о таком механизме у нематод Indicator.Ru уже писал).

Для доказательства идей Ламарка неоламаркист Пауль Каммерер, австрийский зоолог, помещал земноводных в непривычные для них условия среды и наблюдал за их адаптационными изменениями. Так, живущих обычно в темноте пещер протеев он выращивал на свету, из-за чего у них была более темная кожа, а глаза развивались чуть сильнее. От живородящих земноводных он добивался того, что они начинали класть яйца, а от откладывающих яйца — живорождения. Исследуя огненных саламандр (о самом Каммерере был впоследствии снят биографический фильм «Саламандра»), ученый выращивал личинок на различных субстратах и добивался изменения их окраски. Однако в дальнейшем оказалось, что многие из вызванных им изменений ненаследуемы и не влияют на геном, а остаются прижизненной адаптацией.

Пятно на репутации

Одним из самых противоречивых экспериментов Пауля Каммерера стала его работа с жабами-повитухами. Они так называются потому, что самцы вынашивают икру, в виде лент наматывая ее на задние конечности. Эти амфибии преимущественно живут и размножаются на земле в отличие от родственных видов, ведущих более водный образ жизни. Каммерер показал, что этих жаб можно заставить жить и размножаться в воде при более высокой температуре среды. Потомство этих, ставших «водными», жаб также предпочитало водную среду обитания. Через несколько поколений «водных» жаб Каммерер заметил, что у подопытных животных появились темные утолщения кожи на пальцах передних лап, которые помогают удерживать самок при совокуплении в воде. Такое приспособление в норме отсутствует у более сухопутных видов. Скрестив самцов «водной» версии жаб-повитух с обычными самками, он получил в первом поколении только «водных» жаб, а во втором распределение было три к одному в пользу «водных» жаб.

Пауль Каммерер