Опубликовано 13 ноября 2018, 11:02

Мягкие ткани динозавров сохраняются благодаря веществам из поджаренного тоста

Кровеносный сосуд динозавра, а также матрица кости, которая все еще содержит костные клетки

© Jasmina Wiemann/Yale University

Палеонтологи выяснили, что благодаря субстанциям, похожим на вещества из поджаренных кусочков хлеба, может происходить своеобразная консервация мягких тканей. Подробности исследования можно узнать в статье журнала Nature Communications.

Фоссилизация — так по-научному называется замещение органических веществ минералами, и формирование окаменелости — это понятный и предсказуемый процесс. В тупик же ставят находки сохранившихся клеток или мягких тканей таких древних существ, как динозавры, ведь ДНК и белки практически полностью деградируют за пару миллионов лет, а динозавры ходили по планете около 100 миллионов лет назад. Изредка, однако, ученые находят в толще окаменевших костей, к примеру, клетки кровеносных сосудов или нервов. Работа палеонтологов из Йельского университета показала, как они могли бы сохраниться.

Авторы статьи исследовали 35 образцов окаменевших костей, скорлупы яиц и зубов динозавров, чтобы понять, как может произойти фоссилизация белков. Найденные белки превратились в конечные продукты гликирования и липоокисления, которые оказались более устойчивыми к разрушительному действию времени. По структуре эти вещества похожи на те, что делают поджаристой корочку тоста. Эти соединения гидрофобны, так что их не повреждает вода. Бактерии тоже разлагают их с трудом.

Чтобы изучить окаменелости, не рискуя ими, ученые использовали метод рамановской микроспектроскопии, который позволяет анализировать содержание органических и неорганических веществ в образце при помощи лазера.