Опубликовано 05 ноября 2020, 22:52

Динозавры могли переплывать океаны

© Raul Martin

Ученые обнаружили в Африке останки динозавра из семейства, которое эволюционировало на другом континенте и не могло оказаться там сухопутным путем. Это первое доказательство, что динозавры могли мигрировать через океан. Исследование опубликовано в журнале Cretaceous Research.

В меловом периоде (66–145 миллионов лет назад) Африка была обособленным континентом. Видам, эволюционировавшим в то время в других частях Земли, было крайне сложно до нее добраться. Поэтому ученые были удивлены, обнаружив останки характерного для Северной Америки динозавра в Марокко, недалеко от Касабланки. «Это последнее, чего мы могли бы ожидать. Это настолько же неожиданно, как найти кенгуру в Шотландии. Африка была полностью изолирована водой — так как же они туда попали?» — отметил руководитель исследования, сотрудник Центра эволюции Милнера Университета Бата Николас Лонгрич.

Исследователи изучили останки существа, названного Ajnabia odysseus. Длина нового динозавра была около трех метров, а останки ученые датировали самым концом мелового периода — 66 миллионов лет назад. Он принадлежал к семейству гадрозаврид, так называемых «утконосых» динозавров, и подсемейству ламбеозавринов, которые выделяются характерным костным гребнем на голове. Они эволюционировали в Северной Америке и затем распространились в Европе и Азии, но никогда раньше не встречались в Африке. Единственный способ добраться до нее — проплыть сотни километров. Но утконосые динозавры обладали большим хвостом и сильными ногами, а их останки часто встречаются в речных отложениях и морских скалах. Поэтому, говорят ученые, теоретически они могли проплыть это расстояние.

«Шерлок Холмс сказал, что как только вы устраните невозможное, все, что останется, каким бы невероятным оно ни было, должно быть правдой. Дойти до Африки было невозможно. Эти динозавры эволюционировали спустя много времени после того, как континентальный дрейф разделил континенты, и у нас нет свидетельств существования сухопутных мостов. Геология говорит нам, что Африка была изолирована океанами. Если так, то единственный способ добраться туда — это плыть по воде», — подчеркнул Лонгрич. В связи с этим динозавр и получил свое название. «Аджнаби» с арабского переводится как иностранец, а Одиссей — легендарный греческий путешественник-мореплаватель.

Миграции животных через океан крайне редки, но иногда происходят. Так, например, лемуры и бегемоты попали на Мадагаскар, а обезьяны и грызуны из Африки добрались до Южной Америки. «Аджнабия показывает нам, что гадрозавры ступили на африканскую землю, и говорит нам, что океанские преграды не всегда являются непреодолимым препятствием», — прокомментировал Нур-Эддин Джалиль из Музея естественной истории Университета Сорбонны, один из авторов исследования.