Опубликовано 03 января 2017, 12:06

Динозавры вымерли из-за неспособности быстро выводить потомство

© AMNH/M. Ellison

Ученые из Университета штата Флорида исследовали эмбрионы динозавров и выяснили, что детеныши пресмыкающихся появлялись на свет лишь спустя 6 месяцев после оплодотворения. Палеонтологи считают, что динозавры не могли быстро восстановить свою популяцию в случае катастрофы, что стало одной из причин их гибели. Исследование опубликовано в Proceedings of the National Academy of Sciences. Кратко с ним можно ознакомиться на сайте университета.

Палеонтологи изучили окаменелые зубы двух хорошо сохранившихся эмбрионов динозавров. Один из них был протоцератопс — травоядный динозавр размером со свинью, живший в конце позднего мела (75-67 млн лет назад) на территории современной Монголии. Масса яйца составляла всего 194 грамма. Другой, гипакрозавр, довольно крупный динозавр, обитавший также в меловом периоде и найденный в Канаде, откладывал яйца массой более четырех килограммов.

Сначала исследователи сканировали эмбриональные челюсти двух динозавров с помощью компьютерной томографии (КТ). Затем они использовали усовершенствованный микроскоп, чтобы проанализировать линию роста зубов.

«Такие линии напоминают годичные кольца деревьев, но в нашем случае они появляются ежедневно. Нам удалось буквально сосчитать их и увидеть, сколько времени развивался каждый динозавр», — сказал автор исследования Грегори Эриксон.

Результаты показали, что эмбрионам протоцератопса было около трех месяцев, а эмбрионам гипакрозавра около шести.

Палеонтологи считают, что медленное эмбриональное развитие могло поставить динозавров в невыгодное положение по сравнению с другими животными, которые пережили массовое вымирание, произошедшее 65 миллионов лет назад.