Опубликовано 07 июля 2020, 12:32

Палеонтологи обнаружили древнего родственника динозавров и птерозавров

_Kongonaphon kely_ в представлении художника

Kongonaphon kely в представлении художника

© Frank Ippolito/American Museum of Natural History

Команда исследователей обнаружила на Мадагаскаре новый вид древнего пресмыкающегося Kongonaphon kely возрастом 237 миллионов лет. Согласно анализу останков животного, оно было высотой всего десять сантиметров. Статья об открытии опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Динозавры и птерозавры принадлежат к группе Ornithodira. Их происхождение, однако, мало изучено, так как до сих пор исследователи находили лишь несколько ближайших предков этой линии животных. Окаменелости Kongonaphon kely исследователи обнаружили в 1998 году на Мадагаскаре. За многие годы раскопок ученые собрали на острове сотни ископаемых образцов и только не так давно они смогли проанализировать крошечные останки, которые позволили открыть новый вид древних ящеров.

«Открытие этого крошечного родственника динозавров и птерозавров подчеркивает, что ископаемая летопись Мадагаскара важна для улучшения знаний об истории позвоночных, — говорит один из авторов исследования, директор лаборатории палеонтологии позвоночных Университета Антананариву Ловасоа Ранивохариманана. — Подобные открытия помогают людям на Мадагаскаре и во всем мире лучше оценить исключительную летопись древней жизни, сохранившуюся в горных породах нашей страны».

Этот крошечный вид пресмыкающихся — не первый подобный предок группы Ornithodira. Однако ранее экземпляры таких небольших существ считались исключениями из правил, ведь исследователи предполагали, что размер тела первых архозавров — крупной группы рептилий, которая включает птиц, крокодилов, динозавров и птерозавров, — оставался одинаковым. Затем, согласно научным представлениям, животные начали стремительно увеличиваться в размерах.

Анализируя изменения в размерах тела на протяжении эволюции архозавров, палеонтологи нашли убедительные доказательства того, что эти животные резко уменьшились, когда только начала формироваться линия Ornithodira. Эта «миниатюризация» указывает на то, что линии динозавров и птерозавров произошли от чрезвычайно маленьких предков. Это имеет важное значение для их палеобиологии. Например, налет на зубах конгонафона позволяет предполагать, что он ел насекомых. Сдвиг к насекомоядности, который связан с небольшим размером тела, возможно, помог ранним орнитодирам выжить, заняв нишу, отличную от их в основном хищных современников.