Опубликовано 13 апреля 2017, 09:38

Найден древнейший родственник динозавров

© Museo Argentino de Ciencias Naturales

Палеонтологи описали древнейшего известного родственника динозавров. У него нашли неожиданные для ученых крокодильи черты. О пересмотре родословного древа динозавров сообщает журнал Nature. Одним из соавторов работы выступил ученый из Палеонтологического института РАН.

Известно, что все динозавры относятся к группе архозавров наряду с птицами, птерозаврами и крокодилами. Примерно 250 млн лет назад архозавры распались на две группы: крокодилы и все остальные. Ко второй подгруппе и относится хищная рептилия Teleocrater rhadinus (около 1,8 метра длиной), не предок динозавров, но древнейший из известных ученым родственник ящеров.

По внешнем виду Teleocrater rhadinus больше всего похож на современных варанов. Весил он от 10 до 30 килограммов. Некоторые черты его анатомии — соединение жевательных мышц на задней части черепа — однозначно требуют причисления Teleocrater rhadinus к птицеподобной группе (Avemetatarsalia, птицелапые). Однако и с крокодиловыми (Crurotarsi, круротарзы) у него было много общего, например характерное строение лодыжки. Походка телеократера напоминала скорее движения крокодила, нежели страуса.

«Раньше мы думали, что характерные черты птицелапых сформировались очень быстро после их отделения от круротарзов, ведь древние архозавры этой группы: маразух, дромомерон, лагерпетон — были очень маленькими и похожими на динозавров. Однако анатомия телеократера говорит о том, что птицелапые унаследовали много "крокодильих" черт, а характерные для них особенности появлялись постепенно, в ходе длительной эволюции. Ученым не очень нравится выражение "недостающее звено", но телеократер — это как раз недостающее звено между динозаврами и их общим с крокодилами предком», — объясняет соавтор статьи Кен Ангельчик (Филдсовский музей естественной истории, Чикаго).