Опубликовано 14 февраля 2017, 19:25

Древнейшим ядовитым позвоночным оказался предок млекопитающих

© Wits University

Южноафриканские палеонтологи, изучив останки тераспиды эучамберсии (therapsid Euchambersia), предположили, что этот предок млекопитающих приобрел способность выделять яд раньше, чем пресмыкающиеся. О результатах своей работы ученые рассказали в журнале PLOS ONE.

«Это первая находка древнейшего позвоночного, обладающего ядом, и что даже удивительнее, что это не тот вид, у которого мы ожидали найти яд», — рассказал один из авторов статьи, палеонтолог из Университета Витватерсранда Жюльен Бенуа.

«Сегодня змеи известны своим ядом, однако историю их предков можно проследить лишь до 167 млн лет назад, так что эучамберсия, научившаяся выделять яд еще 260 млн лет назад, сделала это на 100 млн лет раньше, чем родилась первая змея», — добавил Бенуа.

Так как ядовитые железы не сохраняются в окаменелостях, авторам исследования пришлось применить компьютерную томографию и 3D-моделирование, чтобы проанализировать единственные два черепа эучамберсии. В результате они обнаружили анатомические приспособления, схожие с необходимыми для выработки яда.

«Во-первых, на верхней челюсти мы обнаружили широкую и глубокую впадину для ядовитой железы, которая соединялась с клыками и полостью рта сетью бороздок в кости и канальцев, — пояснил Бенуа. — Кроме того, мы обнаружили не найденные ранее зубы, окруженные костью и остатками породы: два резца и пару клыков с острым ребром. Такой край зуба, вероятно, помогал вводить яд в тело жертвы».