Опубликовано 20 марта 2017, 13:00

Палеонтологи выяснили, как самцы древних стрекоз ухаживали за самками

Yijenplatycnemis huangi

© YANG Dinghua

Ученые из Института геологии и палеонтологии Китайской академии наук изучили трех стрекоз мелового периода, найденных в бирманском янтаре, и объяснили, как древние насекомые ухаживали за самками. Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

Китайские ученые изучили трех самцов стрекоз, найденных в бирманском янтаре середины мелового периода. Древних насекомых назвали Yijenplatycnemis huangi. Они имели довольно широкие и плоские голени (нижние части ног).

Современные стрекозы семейства Chlorocyphidae и подсемейства Platycnemidinae имеют похожие, но менее развитые голени. Например, самец крупной африканской стрекозы Platycypha caligata, голени которого заметно расширены, во время ухаживания поднимает все свои шесть ног, направляя белые голени к самке. Это и служит сигналом, привлекающим самку. А стрекозы подсемейства Platycnemidinae, обитающие в Восточной Азии, перед спариванием демонстрируют самке свои перистые белые голени в полете.

Ученые предположили, что древние стрекозы также могли использовать свои широкие голени для сексуальной сигнализации, тем более что задние ноги Y.Huangi имели линзообразную форму, что, по мнению исследователей, помогало им эффектнее махать ими в полете.

Эти широкие нижние части ног по своей раскраске были очень похожи на крылья каллиграмматид — насекомых из отряда сетчатокрылых (Neuroptera), которые обитали на Земле со среднего юрского периода до начала среднего мелового периода. Такая раскраска (с пятном в форме глаза) использовалась древними бабочками для отпугивания врагов. Однако ученые считают, что такой раскрас был полезен Y.Huangi больше для привлечения самок, чем для отпугивания врагов.