Опубликовано 15 февраля 2017, 10:49

Древние морские рептилии рожали живых детенышей

© Smokeybjb/Wikimedia Commons

Ученые выяснили, что архозавроморфы (древние рептилии, принадлежащие к той же группе, что птицы и крокодилы) рожали живых детенышей, а не откладывали яйца. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Живорождением называют воспроизведение потомства, при котором зародыш развивается в материнском организме и рождается в виде детеныша, свободного от яйцевых оболочек. Такой способ рождения потомства развивался независимо друг от друга у многих видов животных.

Ученые из Бристольского университета (Великобритания) выяснили, что архозавроморфы, скорее всего, рожали живых детенышей, хотя современные птицы и крокодилы, принадлежащие с архозавроморфами к общей группе, откладывают яйца. Исследователи обнаружили зародыш будущего детеныша в окаменелых останках диноцефалозавра, возраст которых насчитывал 250 млн лет.

Диноцефалозавр имел длинную шею, почти два метра, и обитал в морях Южного Китая. Обычно хищник заглатывал свою добычу «головой вперед», чтобы жертва могла без труда пройти по горлу. Однако небольшая рептилия, которую исследователи обнаружили внутри окаменелого диноцефалозавра, оказалась расположена головой наружу. Кроме того, будущий детеныш относился к тому же виду, что и его мать.

Проанализировав эволюционную историю диноцефалозавров, ученые пришли к выводу, что пол их потомства определялся генетически, а не диктовался температурой среды, как у родственных им черепах и крокодилов. По словам ведущего автора статьи, этот случай меняет понимание ученых эволюции репродуктивных систем.