Опубликовано 03 ноября 2020, 21:43

Описана древняя ящерица с «запутанным» происхождением

© Sierra Archer/Flickr

Палеонтолог из Техасского университета в Остине описал новую древнюю ящерицу, которая была родственником современных игуан. Но точное ее место на эволюционном древе не известно, так как она одинаково правдоподобно выглядит в разных местах. Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

Новая ящерица получила имя Kopidosaurus perplexus. Она жила в эоцене 52 миллиона лет назад. Первая часть названия происходит от древнегреческого изогнутого клинка-кописа, на который похожи зубы ископаемого. А вторая часть имени намекает на сложности в помещении ящерицы в эволюционное древо (perplexus — лат. «запутанный»). Дело в том, что найденная рептилия смотрится одинаково органично в разных группах.

Палеонтолог Саймон Скарпетта, описавший новый вид, сделал цифровую копию черепа ящерицы. Так ему удалось доказать, что у нее есть характерные особенности строения, которые позволяют выделить окаменелость в новый вид. Но с определением эволюционных отношений K. perplexus с другими ящерицами вышла сложность — ее анатомические особенности совпадали с особенностями разных эволюционных групп. Все эти группы относились к подотряду игуанообразных, к которому также принадлежат современные игуаны и хамелеоны. Их эволюция еще до конца не ясна и существует несколько разных гипотез, как выглядит эволюционное древо. Палеонтолог сравнил исследуемый им череп с тремя вариантами эволюционных деревьев игуанообразных. Он обнаружил, что на каждом из них есть два места, куда могла бы поместится K. perplexus. При этом в каждом варианте рядом с новой ящерицей на дереве помещались разные виды.

По словам автора исследования, K. perplexus — далеко не единственное ископаемое, которое может легко поместиться на нескольких ветвях древа жизни. Это работа демонстрирует, что принятие неопределенности может привести к более точным результатам, так как если бы исследование остановилось на первом подходящем варианте, то не менее правдоподобные объяснения не рассматривались бы.