Опубликовано 22 октября 2018, 15:33

Безымянный кит помог по-другому взглянуть на эволюцию китового уса

© Doc White/Getty Images

Новое исследование ставит под сомнение теорию об эволюции китового уса. Группа палеонтологов предположила, что у некоторых предков современных усатых китов могло не быть ни зубов, ни китового уса. Об этом пишет Nature.

Китовый ус — длинные роговые пластинки, свисающие с неба у усатых китов (Mysticeti). Биологи относят к этому подотряду от 10 до 15 видов (по разным версиям систематики), к которым относится, например, синий кит. Во время кормежки эти животные заглатывают морскую воду вместе с находящимся в ней планктоном. Китовый ус служит для того, чтобы задерживать планктон — основную еду усатых китов. Ранее ученые считали, что в ходе эволюции у предков современных усатых китов были одновременно и зубы, и ус. Чтобы опровергнуть эту теорию, ученые из Университета Джорджа Мэйсона (США) изучили скелет древнего кита, который хранится в Смитсоновском национальном музее естественной истории.

Этот скелет обнаружили еще в 1970-х годах в Орегоне, однако до недавнего времени его не изучали и даже не дали его обладателю никакого наименования. Этот кит жил примерно 30 миллионов лет назад. Исследователи изучили останки и не обнаружили следов того, что у него был китовый ус. Так же они выяснили, что небо ископаемого было очень тонким и в нем нет углублений для зубов. Это может означать, что процессы потери зубов и развития китового уса шли независимо друг от друга и не совпадали по времени. Также палеонтологи выяснили, что этот вид всасывал пищу, что для китов довольно необычно.

Часть ученых критикует выводы авторов, так как останки кита плохо сохранились, поэтому по ним нельзя уверенно утверждать о том, что зубы или китовый ус отсутствовали. Теория нуждается в большем количестве доказательств.

Китовый ус сложно исследовать из-за того, что он состоит из кератина, как волосы и ногти. Этот материал плохо сохраняется, поэтому палеонтологи ищут следы специфических отверстий в верхней части челюсти, которые могут свидетельствовать о его наличии.