Опубликовано 26 сентября 2017, 11:21

Ученые выяснили, почему у динозавров перестали расти зубы и вырос клюв

Представитель вида Limusaurus в представлении художника

© David Hall/Flickr

Палеонтологи обнаружили связь между эволюцией клюва и потерей ряда зубов двух видов тероподов — хищных динозавров, передвигавшихся на двух ногах. Исследование было опубликовано в журнале PNAS.

Многие виды тероподов, к которым относят и предков современных птиц, потеряли свои зубы в ходе эволюции. Тем не менее механизм, который объяснял бы причину исчезновения зубов и формирование клюва, до настоящего момента оставался неясным.

Ученые исследовали челюсти одного из самых маленьких известных динозавров семейства Caenagnathidae и вымершего вида четырехкрылых птиц Sapeornis. Компьютерная томография и синхротронное сканирование указывали на наличие у обоих особей рудиментарных костяных зубных лунок и других особенностей строения челюсти, которые также были замечены у теропода Limusaurus. Считается, что Limusaurus — переходная форма между динозаврами и птицами.

Согласно предыдущим исследованиям, Limusaurus терял зубы в процессе созревания, из-за чего, вероятно, обнаружилось сходство особенностей строения челюсти всех трех тероподов. По мнению авторов работы, на исчезновение зачатков зубов у динозавров и формирование рогового клюва мог повлиять костный морфогенетический белок 4.