Опубликовано 19 ноября 2019, 11:11

Ученые вычислили соотношение между возрастами собак и людей

© Amanda Jones/Chronicle/Getty Images

Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего сравнили ход эпигенетических часов у человека и собаки и выявили зависимости между ними. Препринт статьи доступен на сайте BioXiv.org.

Среди владельцев собак и даже ветеринаров распространено мнение, что возраст собаки по человеческим меркам можно посчитать, просто умножив ее реальное время жизни на семь. Это предположение было сделано, исходя из того факта, что люди в среднем живут 70 лет, а собаки 10. Но этот метод не только не имеет надежной научной основы, но и не позволяет предсказать основные физиологические этапы развития собаки. Исправить это попробовали американские ученые.

Продолжительность жизни собак может сильно варьироваться: от шести-семи лет для некоторых крупных пород, таких как мастифы, до целых 17–18 лет для других собак, таких как чихуахуа. Несмотря на эти различия, все собаки демонстрируют сходную траекторию развития, физиологическую и патологическую.

Но одна порода обладает сильной однородностью генома, что повышает вероятность выявления генетических факторов, связанных со сложными признаками, включая старение. Поэтому для исследования ученые использовали породу собак под названием лабрадор-ретривер.

Авторы работы сравнили данные своих собак с опубликованными профилями метилирования из крови 320 человек в возрасте от одного до 103 лет и 133 мышей. Метилирование — это процесс добавления метильных групп к концам молекул ДНК. Это присоединение изменяет активность ДНК, но кроме того оно может быть маркером возрастных изменений. Поэтому очень часто степень метилирования используют в качестве показателя старения.

Сравнив уровни метилирования в организме человека и лабрадоров, ученые выявили зависимость между ними, которая оказалась нелинейной. Итак, согласно результатам исследования, правильная формула пересчета возраста собаки в человеческий выглядит так: человеческий возраст = 16*ln(возраст собаки)+31.

Некоторые возрастные периоды у собак благодаря этой формуле совпали очень хорошо. Так, ученые установили, что семь недель у собак соответствуют девяти месяцам у людей — времени, когда начинают прорезаться молочные зубы. Средняя продолжительность жизни этих двух видов также соотнеслась — 12 лет для лабрадоров и 70 лет для людей.

Тем не менее другие этапы совпадали не так хорошо. Собаки, например, проходят период полового созревания и достигают половой зрелости быстрее, чем люди, поэтому период между подростковым и средним возрастом не совпадает — пятилетнему лабрадору согласно формуле должно быть примерно 56 человеческих лет. Но метилирование у собак замедляется с возрастом, поэтому люди в определенный момент догоняют их по уровню этого показателя.

Формула пока применима только к одной породе собак, но ученые надеются усовершенствовать ее и расширить область использования.