Опубликовано 02 октября 2018, 17:11

Родственники фотосинтезирующих бактерий найдены глубоко под землей

Жизнеспособные клетки цианобактерий (выделенные красным цветом), прикрепленные к фрагментам породы

© Westend61/Getty Images/PNAS/Indicator.Ru

На глубине в сотни метров ученые обнаружили цианобактерии — одноклеточные организмы, которые в прошлом насытили атмосферу кислородом благодаря фотосинтезу. Открытие меняет наше представление об экологии подземных сообществ микроорганизмов. Статья опубликована в журнале PNAS.

Жизнь существует не только в воде и на поверхности земли, но и глубоко в ее толще. В такие места не проникает солнечный свет, являющийся основным источником энергии для множества организмов. Большинство обитающих в таких условиях форм жизни являются одноклеточными, но ученые до сих пор не имеют полноценного представления о их жизнедеятельности.

В рамках нового исследования испанские биологи впервые обнаружили на глубине в 600 метров представителей отдела цианобактерий, которые известны в первую очередь своей способностью к фотосинтезу. Генетический анализ показал, что они близки к родам Calothrix, Chroococcidiopsis и Microcoleus. Ученые обнаружили их в пустотах в породе, где заметно понижена концентрация водорода. Авторы считают, что эти бактерии используют электроны из атомов водорода для получения энергии при полном отсутствии солнечного света и кислорода.

Подобные системы электронного транспорта были известны у цианобактерий и ранее, но их считали вспомогательными для фотосинтеза, никто ранее не думал, что они могут быть основой жизнедеятельности. На данный момент это является лишь гипотезой, но биологи считают ее последствия очень важными, так как этот механизм основан на общих для многих групп цианобактерий качествах, что может указывать на биохимию их общего предка, еще не развившего способность к фотосинтезу.

«Наше описание ранее неизвестной экологической ниши цианобактерий открывает путь для развития моделей их происхождения и эволюции, а также для понимания их потенциального присутствия в примитивных биосферах других планетарных тел», — пишут биологи в статье.