Опубликовано 28 июня 2017, 14:40

Биологи протестировали цепкость гекконов при экстремальных нагрузках

Геккон

© William Stewart

Исследователи из Калифорнийского университета в Риверсайде, Университета Калгари и Корнеллского университета выяснили, при каких обстоятельствах гекконам приходится по максимуму использовать цепкость своих лап. Результаты исследования опубликованы в Journal of the Royal Society Interface.

Многие гекконы обитают на деревьях и могут бегать по листьям и стволам, по гладкому стеклу и потолку, причем в таком положении они могут удерживать вес, намного превышающий их собственный. Это возможно благодаря особым щетинкам на лапах геккона, которые для связи с любой поверхностью задействуют силы межмолекулярного взаимодействия — силы Ван-дер-Ваальса.

Авторы исследования использовали имеющиеся наблюдения гекконов в естественных и лабораторных условиях, обратив особое внимание на аэродинамические силы, максимальную силу столкновения с поверхностью и другие показатели. Ученых интересовал момент, когда геккон «цепляется» за поверхность, прекращая свой прыжок-падение, которым он спасается от хищников. В этот момент нагрузка на поверхность лапок, обеспечивающая сцепление, максимальна, причем животное прекращает свое движение мгновенно.

«Похоже, что нагрузку можно было бы уменьшить, если бы геккон немного скользил вдоль поверхности листьев после приземления. Несмотря на то, что сила, с которой геккон приземляется на поверхность растения после падения, велика, она компенсируется за счет изгиба листа или ствола», — рассказал один из авторов работы, профессор биологии в Калифорнийском университете в Риверсайде Тимоти Хайам.

Далее ученые планируют отправиться во Французскую Гвиану, чтобы наблюдать за гекконами в естественной обстановке. Они хотят получить видео приземлений гекконов, чтобы лучше понять механизм работы их лапок и сравнить наблюдения с моделями, созданными на основе лабораторных экспериментов.